Вячеслав Шалевич, народный артист России:
- У меня растут дети, о которых можно сказать, что они - непоротое поколение. Рука не поднимается дать им по попке, хотя иногда они это и заслуживают. А вот невоспитанность чужих детей меня раздражает, так бы и шлепнул по мягкому месту.
Ольга Овсейчик, директор московской гимназии N 1520:
- Не наказанием, а любовью, убеждением, личным примером воспитываю и своего сына-семиклассника, и учащихся гимназии. Нынешнее поколение детей очень независимо. Нам, взрослым, надо осознать это и, не заискивая перед ними, постараться завоевать их доверие. Конечно, тут нужна работа ума и сердца. Задача сложная, но благородная, когда видишь результат.
Варвара Никитина, каскадер:
- У нас с мужем дочь послушная, поэтому о каком-то физическом наказании и речи быть не может. Но даже если было бы за что, рукоприкладство, крик - это слабость взрослых. Конечно, случается, что Маргарита ослушается нас, сделает что-то не так. В таком случае могу сказать: "Мне стыдно, что у меня такая дочь". Порицание действует.
Елена Темякова, психолог Центра "Моя семья", Ставрополь:
- Этот вопрос - наказывать или не наказывать - всегда остается открытым. Здесь сколько родителей - столько и мнений. С научной точки зрения ребенка можно наказывать начиная с 2 - 3 лет, когда он уже будет понимать и осознавать свой поступок. А когда мамаша лупит малыша без объяснения причин - лучше не станет никому. У ребенка будет нервный срыв, а у матери после вспышки гнева начнутся угрызения совести. Я бы советовала не наказывать, а разъяснять и больше понимать своего ребенка.
Евгений Жданов, ветеран войны, строитель, Псков:
- Нас у матери было 12. Но я вообще не помню, чтобы она повышала на кого-то из нас голос. Если расшалимся, мать как глянет, так мы и притихнем. В те времена взаимоотношения с родителями были совсем другие - мы боялись и уважали их. У меня у самого трое детей. Старших сыновей наказывал, даже иногда ремня получали, а вот младшенькую доченьку жалел, баловал, думал, под старость опорой будет. И что получилось? Позор семьи, да и только, спилась совсем. Так что я - за наказание, больше потом уважать будут.
Дмитрий Харатьян, народный артист России:
- Если вы имеете в виду физическое насилие над ребенком, то это, безусловно, исключено. Но Ванечка знает, что будет наказан, например, за неуспеваемость, какую-либо непозволительную шалость в школе. Самое страшное наказание для него - это запрет на компьютер, которое он стоически выдерживает, отвлекая свое внимание рисованием.
Елена Царева, звукорежиссер ТВ, Астрахань:
- Свою единственную и обожаемую доченьку никогда не наказываю. Конечно, иногда очень даже хочется наподдать как следует, но посмотрю - такая она маленькая, худенькая, тоненькая - и жалко становится. Ей ведь уже 7 лет, она и так все понимает. Однажды у меня на работе разбила дорогую вазу. Стоит и смотрит на меня, а в глазах - ужас! Я молча все собрала, выкинула в мусорное ведро и ушла. Возвращаюсь - она стоит на том же месте и рыдает. Сама себя наказала...
Екатерина Жемчужная, актриса театра "Ромэн":
- Я никогда не наказывала ни детей, ни внуков. Зато сейчас мой старший внук, студент режиссерского отделения ГИТИСа, постоянно делает мне замечания: то я громко ругаюсь, то у нас всегда шумно, то я долго говорю по телефону. Нет, лучше бы я их наказывала!