Заболеваемость гриппом и ОРВИ в России выросла более чем на треть за неделю, а среднероccийский показатель прeвышен в 37 субъeктах. Но куда делся коронавирус, под знаком которого мы жили последние годы? Где призывы прививаться «Спутником», держать дистанцию и не снимать маски в общественных местах?
Леонид Радзиховский, публицист
— В вопросах коронавируса Россия абсолютно в мировом тренде на «затухание» болезни. Но среди специалистов разброд. В США республиканцы грозят уголовным делом против инфекциониста Фаучи — главного борца с вирусом и энтузиаста прививок. Оказывается, говорят злые языки, предложенные им санитарные меры были избыточными и подорвали экономику. Кто прав, я не знаю. Хочется верить в красивые слова про то, что с помощью врачей и ученых человечество обуздало опасную пандемию. Однако верится в это с трудом. Живем в XXI веке, но разобраться в информации так же тяжело, как в веке XI.
Андрей Летаров, вирусолог
— Фоном коронавирус продолжается, просто сам вирус изменился и вызывает менее тяжелые заболевания. В то же время он стал лучше уклоняться от вакцин и легче распространяется. В целом, я уверен, переболели многие, потому разговор о вакцинировании потерял актуальность. Что касается ОРВИ и гриппа, то это сезонная история. Цифры не должны шокировать, ничего экстраординарного. На всякий случай езжу в метро с респиратором: до конца года у меня еще много работы, болеть некогда.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— Коронавирус не исчез, государство пошло по пути выработки так называемого коллективного иммунитета. За него пришлось дорого заплатить — высокой смертностью, масштабы которой до сей поры неизвестны. Власти скромно молчат о вакцинах, которым сегодня нет доверия. А нынешний рост гриппа — не только сезонная история, но и следствие утраты способности государства справляться с эпидемиями.
Василий Колташов, глава Центра политэкономических исследований
— Жесткие ограничения во время пандемии были продиктованы не столько вирусом, сколько спадом в экономике Китая. Сигналом к радикальным санитарным мерам стал крах мировых рынков в марте 2020-го. Тогда карантины помогли ограничить кризис во времени. Сформировался отложенный спрос, предприятия получили господдержку. Сейчас акценты с коронавируса сместились на грипп — только и всего.
Сергей Митрохин, депутат Мосгордумы
— Добавилось тревог и стресса в связи с событиями на Украине, и власти решили не злить людей санитарными ограничениями. А всплеск гриппа я бы не драматизировал. Он привычнее нам, это сезонная история.
Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов
— Истерика с ограничениями по коронавирусу, устроенная властями в разных странах, показала, что это по своим последствиям опаснее любой заразы. Она, зараза, конечно, останется с нами, но сейчас появилось немало других острейших проблем, чиновникам стало не до коронавируса.