Эксперты уже давно окрестили его "самолетом нелегкой судьбы". Историю создания этой машины вполне можно сравнить с затянувшейся болезнью, надежда на исцеление от которой туманна. Ан-70 задумывался еще в конце 70-х годов как средний военный транспортник, способный садиться на грунт и на короткую взлетно-посадочную полосу. Но в процессе работы над проектом "дитя" фирмы "Антонов", что называется, слишком быстро набирало вес и в конце концов превратилось в тяжелый самолет, который садится на такую же полосу, как и наш Ил-76.
Но и это еще не все. Самое уязвимое место совместного проекта - двигатель, который выпускает запорожский завод "Мотор Сич". На испытаниях были зафиксированы десятки его отказов, а во время одного из немногих полетов из-за неполадок произошла серьезная авария. Кроме того, он уже не соответствует шумовым стандартам, принятым в Европе.
Переговоры с украинской стороной идут непросто. Реализация проекта, несмотря на два межправительственных соглашения от 1993 года и 1999 года, уже не раз тормозилась. В прошлом году Министерство обороны России представило украинским коллегам многостраничные замечания по поводу безопасности проекта. Возобновились совместные летные и наземные испытания только в феврале нынешнего года.
Существенные разногласия остаются. Украина настаивает на резком увеличении Россией финансирования проекта. Киев явно форсирует события, предлагая наземные и летные испытания проводить параллельно. Москва, наученная горьким опытом, склонна не торопиться: сначала довести машину до ума на земле и лишь потом поднимать в воздух. Между тем программа испытаний выполнена пока только на 65 процентов.
На официальном уровне Россия нигде пока не заявляла, что ставит на совместном проекте крест. Тем не менее его судьба под вопросом. Уже принято решение о глубокой модернизации самолетов Ил-76, которые занимают примерно ту же нишу, что и украинские Аны. Их планируется оснастить новейшими пермскими двигателями ПС-90А, полностью соответствующими европейским стандартам, увеличить объем грузовой кабины примерно на 100 кубических метров. Дальность полета вырастет почти на 20 процентов, можно будет брать на борт до 5 боевых машин десанта вместо нынешних 3.
Кроме того, как сообщил "Труду" источник в штабе военно-транспортной авиации, сейчас идет разработка технического задания на средний транспортный самолет. Один из вариантов - использовать для военных целей после необходимой доработки среднемагистральный гражданский самолет Ту-334.