Все не так уж плохо в нашей экономике: за последний год зарплаты россиян выросли на 7,8%. Об этом сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, подчеркнув также, что за шесть лет реальная зарплата в России выросла на 30%, а безработица за тот же период снизилась на 20%. Верить ли такой статистике, откуда такие цифры?
Наталья Зубаревич, профессор МГУ
— Вся эта статистика вычисляется по крупным и средним предприятиям. Что творится в малом бизнесе и неформальной занятости — темный лес. Еще момент. Зарплата высчитывается так: фонд оплаты труда делится на списочную численность работников. У вас 99 человек на предприятии могут получать копейки, а кто-то один, руководящий, в 100 раз больше. В результате статистика рисует нам заоблачные средние зарплаты по той же Москве. Реальность куда прозаичнее. Самый высокий рост зарплат наблюдался в оборонке — в 2-2,5 раза. Это бюджетные деньги. За ней потянулась логистика. Росли зарплаты у доставщиков, строителей. Не в последнюю очередь — из-за нехватки кадров. В обеспеченных бюджетом секторах зарплаты могут расти и дальше, а сколько протянет бизнес — большой вопрос.
Никита Масленников, экономист
— Статистика не лукавит. Рост зарплат отражает попытку удержать и привлечь кадры. Во главе процесса, конечно, оборонно-промышленный комплекс, где рост зарплат намного выше средних 7,8%. Опережающими темпами растут зарплаты и в сфере услуг. Однако Росстат свидетельствовал о снижении инвестиций и производительности труда. Это оборотная сторона возгонки зарплат. В 2024-м рост экономики составит 1-2%, что сдержит рост реальных зарплат.
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ
— Беда в том, что на те же 7,8% не выросла производительность труда, а она должна идти как минимум нога в ногу с ростом зарплат. В противном случае это движение к неэффективности и банкротству предприятий. Производительность труда хромает из-за дефицита кадров и высокого износа основных фондов. А зарплаты растут где-то на 20%, а где-то топчутся на нуле. Рост там, где нехватка кадров, идет борьба за людей. И в отраслях, финансируемых госсектором, где госзаказы.
Олег Буклемишев, директор Центра изучения экономической политики МГУ
— При нынешнем очевидном дефиците рабочей силы работники получили на рынке преимущество перед работодателем. Труд еще не диктует капиталу, но стал чувствовать себя увереннее, что и отражается в цифрах. А в числе причин кадрового голода — демографический провал и мобилизация. Если вы переманиваете работника, то извольте ему доплатить. В основном это ВПК, где сегодня не жалеют денег. Но вынужден напомнить важную вещь: реальные доходы (именно доходы, а не зарплаты) за 10 лет не выросли ни на грош. По покупательной способности мы находимся на уровне 2013 года, если не ниже, из-за ослабления рубля.
Олег Шеин, депутат Астраханcкой облдумы
— Вероятно, людям в высоких кабинетах приятно думать, что доходы населения и в самом деле растут как на дрожжах. Отсюда и заказ на кривоватую статистику с меняющимися вводными параметрами, когда сотрудники, чтобы спасти свою работу, показывают то, что хочется начальству. То же самое касается и инфляции. Посмотрим ретроспективно: сегодня доходы на 7% меньше, чем были в 2014 году. Отсюда и рост кредиторской задолженности. В 2014-м это было 30% к фонду оплаты труда, а сейчас составляет 65%. Рост экономики последних лет связан с наращиванием военных расходов, но этот «ускоритель» исчерпывает себя. Как ожидаю, реальный рост зарплат в лучшем случае также будет буксовать.