- Валерий Борисович, вы прекрасно выглядите! И уже на съемках!
- "Крыша" - единственный проект, в котором я согласился поработать. Пока не встану на ноги окончательно, не буду рассматривать никаких предложений. В июне я пережил сразу два инфаркта, мое сердце перестало биться...
- Ваш персонаж музыкант-неудачник так много кричит - аж страшно за вас и ваше сердце.
- Я много играл в театре и кино разных чудаков, но это были комедии, а тут драма, судьба человека. Режиссер Борис Грачевский предлагает совсем другой способ воплощения. Жизнь моего персонажа Рокатина сложилась неудачно: он мечтал приобщиться к великим музыкантам мира, и эта мысль стала для него безумной и навязчивой идеей фикс.
- Тема фильма актуальна в наше время?
- Время его пришло. Фильм - о том, что в стране, где все обманывают друг друга, не может быть счастья. С точки зрения общественной морали страна нездорова. Надо вернуться к ценностям, которые никто не отменял. Когда люди живут бок о бок каждый день, они не могут жить в недоверии.
- Сложно поверить, что вы завяжете с кино. Разве душа не требует работы?
- Не поверите, но не требует. Мне трудно философствовать, потому что со мной случилось непоправимое. Что такое инфаркт? Это рубцы, мертвые мышцы, где больше нет сосудов: Страшно представить, что часть твоего организма уже не живет. (Громко смеется.) Одно осознание этого приводит в ужас! Теперь с точки зрения человека, побывавшего две минуты по ту сторону добра и зла, я понимаю, какой это неоценимый подарок небес - жизнь. Не надо ее укорачивать. Не в смысле того, что нельзя курить: Давайте удлинять жизнь с точки зрения любви.
- Разве в вашей жизни нет любви?
- Я говорю не только о себе. Я испытал боль нелюбви, знаю, что это такое, и прекрасно понимаю, что она невыносима. Когда со мной случилась беда, мои студенты в РАТИ (ГИТИС) плакали, они не знали, что делать дальше. Завкафедрой сказал: в инфаркте Гаркалина виноваты все мы. Не потому, что я искал виноватых. Кто укоротил мою и без того короткую жизнь? Кто?! (Громко.) Вот о чем Гамлет говорил. Не любите человека хотя бы один день - и инфаркт обеспечен. Если не сейчас, то позже. Надо любить друг друга, тогда жизнь не будет казаться короткой.
- Как ваша семья пережила вашу болезнь?
- Это был страшный стресс. Жена с дочкой Никой прилетели в Литву, где все и произошло, и были рядом со мной. Катя сразу ушла с работы - из Театра Образцова, хотя проработала в нем всю жизнь. Я бесконечно благодарен ей. Ее любовь завела мое сердце и не дала развиться третьему инфаркту. Врачи Чазовской клиники удивлялись, какого прогресса достигло мое сердце в течение трех месяцев, а все потому, что рядом была жена.
- Теперь Екатерина сдувает с вас пылинки?
- Она не дает мне забыть о том, что была трагедия и что она может повториться. Мужская память коротка. Однажды Катя сказала одну вещь, даже не знаю, как это пришло ей в голову: "Твоя профессия - не смысл жизни, а только часть ее, сама жизнь - в другом". Теперь я говорю это своим студентам.
- А в чем смысл жизни?
- В самой жизни. Знаете, есть разница между верой и фанатизмом. Казалось бы, одинаковые понятия, но одно сеет негатив, а другое - позитив. Если человек верит, он совершает подвиги, а когда одержим фанатизмом, то творит глупости. То же самое можно сказать о прямоте. Хорошо, когда человек не хитрит, а прямо говорит, что думает. А прямолинейный человек глуп.
- Какой у вас сейчас распорядок?
- Мало кто знает, что в октябре прошлого года я снова оказался между жизнью и смертью, опять оторвался тромб, меня спасли во Франции. Мне тогда казалось, что все, я умру. Но французский врач меня утешил: "Если бы вы умирали, я бы вас не выпустил". А еще он добавил: "У вас, русских, одна проблема - вы не знаете, что такое уставать, всегда работаете вопреки, преодолевая усталость".
- Говорят, наоборот, русские ленивы.
- Ни хрена не делать и никому не быть ничем обязанным - прекрасное качество. Кайф ломовой!
- А вы можете так?
- Сейчас я в выходной день даже книги не открываю. Во Франции самый низкий уровень инфарктов. Как вы думаете, почему? Потому что французы, когда чувствуют усталость, отдыхают. Теперь и я стал "французом": если иду по дороге и она меня утомила, я отхожу в сторону, сажусь и отдыхаю, и путь становится легче. Раньше, когда я шел и уставал, мне в голову не приходило остановиться и передохнуть, говорил себе: иди вперед, всего один километр остался...
Наше досье
Валерий Гаркалин родился 11 апреля 1954 года в Москве. В 1978 году окончил музучилище им. Гнесиных. Начинал как актер-кукольник в ансамбле "Люди и куклы". В 1988 году окончил ГИТИС, и вскоре стал актером московского Театра Сатиры. В кино дебютировал в 1989 году главной ролью в фильме "Катала". Звездным часом Гаркалина стала комедия "Ширли-мырли" (1995), где он сыграл сразу троих братьев-близнецов Шниперсонов-Кроликовых. В этом году Валерий и его супруга Екатерина отметили 30-летие свадьбы. Их дочь Ника - продюсер андерграундного коллектива саунд-драмы Владимира Панкова.