В воскресенье в Большом зале консерватории концертом Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева откроется XVI Московский Пасхальный фестиваль. Он включает в себя симфоническую, хоровую, камерную и звонильную программы – это сотни концертов по всей стране. В последующие три недели оркестр Мариинского театра в рамках фестиваля выступит в Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Оренбурге, Магнитогорске, Екатеринбурге, Сургуте, Тюмени, Новосибирске, Кемерово, Томске, Омске, Перми, Ульяновске, Саранске, Нижнем Новгороде, Владимире…
А накануне громкой премьерой новой версии балета «Пахита» открылся VII международный фестиваль балета «Мариинский», большие фестивальные программы весной и летом ожидают зрителей Мариинского на «Звездах белых ночей» и во Владивостоке. Органный фестиваль, «Лики пианизма»…Как сам маэстро Гергиев не путается в этом каскаде музыкальных праздников, где один следует за другим без перерыва?
– Я не путаюсь, – утверждает неутомимый Гергиев, которого на минувшей неделе можно было видеть и в Карнеги-холле, где он дал три концерта как приглашенный дирижер и куда пообещал до конца года вернуться с симфоническим оркестром Мариинки, чтобы дать еще несколько концертов. Он называет это «вполне серьезной дозой».
–Я часто выступаю в далеких от Петербурга мировых культурных столицах, но и выступать в Томске мне интересно, – поделился знаменитый дирижер с корреспондентом «Труда», – а там и Кемерово рядом, недалеко и Сургут. Московский Пасхальный фестиваль – это успешная акция, значительное долгожданное событие. Хотя объехать 20-30 регионов – нелегко, по тысяче километров и по два концерта в день – это непросто, но нас там ждут. Как только я почувствую, что это становится рутинным, слишком привычным явлением, мы подсократим. А фестиваль «Звезды белых ночей» разросся совершенно естественно, мы начинали в трудные годы, и в 1993 году фестивальная неделя казалась нам марафонской дистанцией. Сейчас «Звезды» идут полтора месяца, и мы уже хотим ограничиться, не выходить за рамки шести недель, когда к нам приезжают лучшие коллективы и солисты мира.
Сцена из спектакля «Пахита» в постановке Мариинского театра
То, что Петербург может быть столицей балета и оперы, это уже вещь давно доказанная, считает Гергиев. Его сегодня больше интересуют возможности, которые дают фестивали, например, увидеть и услышать рядом с Пласидо Доминго певцов Мариинского театра.
– Никому сегодня и в голову не придет думать, что вот сейчас младенцы будут мешать легендарному гостю блеснуть на сцене Мариинского. Фестивали показали, что каждый в своем формате – это яркая краска культурной жизни Петербурга и страны. Этот процесс набирает обороты, собирает полные залы. Ресурсы Мариинского позволяют нам справляться с таким масштабными проектами, – утверждает Валерий Гергиев, и с ним трудно не согласиться. – С программой Пасхального фестиваля, мне кажется, мы справляемся лучше, чем десять лет назад, потому что мы накопили громадный опыт. Россия тем и богата, что не только в Москве и Петербурге должны происходить какие-то значительные события, мы хотим вносить свою лепту в национальный театр мирового значения.
– В крупнейшем и важнейшем Тихоокеанском регионе, где Россию представляет Владивосток, мы обязательно проведем крупный фестиваль, куда привлечем могучие ресурсы Мариинского театра, – продолжает дирижер. – Он будет идти почти месяц, это серьезная для нас задача. Это необходимо делать динамично, не ждать десятки лет и за год-два поспособствовать бурному фестивальному росту во Владивостоке, но уже с привлечением наших артистов, которые постоянно там живут. Это моя ответственность, – подчеркнул маэстро.
Через год балетный мир отметит 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа – Мариуса Ивановича, как величают его и сегодня в Мариинском театре, который готовится сыграть главную роль в этом мировом празднике балета. До конца же нынешнего года здесь будут исполнены все сочинения Игоря Стравинского, ему тоже справляют юбилей. А главную партию в опере «Адриана Лекуврер» Франческо Чилеа на юбилейном, XXV международном фестивале «Звезды белых ночей», который пройдет в Петербурге с 26 мая по 23 июля, исполнит Анна Нетребко. По словам директора и художественного руководителя театра, она сама с волнением ждет этого спектакля. Разумеется, аншлаг гарантирован.