
Премьера одной из самых знаменитых опер мирового репертуара грядёт в феврале в Мариинском театре. Как там обещают, зрелище будет грандиозным. Зрителей ожидает немало открытий, несмотря на то, что это далеко не первое обращение труппы к данному творению Джузеппе Верди.
Если считать все петербургские постановки «Аиды», начиная с первой, в 1875 году, нынешняя будет уже восьмой. При этом две последние по времени – приверженца психологического театра россиянина Алексея Степанюка в 1998 г., и большого оригинала (в его спектаклях артистам приходится и футбол по колено в воде играть, и истерически смеяться, когда надо бы плакать), швейцарца Финци Паска в 2011 г., остаются в репертуаре.
Сама эта опера была заказана композитору хедивом (вице-султаном) Египта к открытию каирского театра и завершению строительства Суэцкого канала. Прозвучала она в 1871 году на родине главных героев. Что логично: в основе её сюжета реальные события минувших времён. Большое количество действующих лиц, красочные торжественные выходы, пышный антураж и колоритная музыка - всё прекрасно в этом произведении «короля опер», как называли Верди его современники.
Уже после первой постановки «Аида» была признана шедевром и стремительно начала завоевывать мировые сцены. Казалось бы, что нового можно добавить в очередной постановке? Что ещё придумать, чтобы удивить публику, жадную, как правило, до зрелищ? Но факт: ни одна из предыдущих постановок не повторяет другую ни творческим решением классического сюжета, ни художественным оформлением.
Восьмая «Аида» в Маринке обещает продолжить эту тенденцию. Работает над ней по приглашению маэстро Гергиева именитый итальянский режиссер Джанкарло дель Монако, известный своими творениями в крупнейших театрах планеты. На его счету более 100 оперных спектаклей. В том числе, в России: минувшей осенью 80-летний мастер, после имени которого добавляют обычно «сын великого тенора ХХ-го века Марио дель Монако», отметился работой в Большом театре, осуществив по приглашению маэстро Гергиева свою давнюю задумку - оперу Верди «Риголлето».
Чем удивит он, любитель пышного костюмного театра, с обязательным вкраплением в исторический сюжет «немного современности», и традиционными требованиями к солистам исполнять свои арии, стоя строго посредине сцены, напротив дирижера, станет понятно уже в феврале.
На сценах Мариинки тем временем «звучат фанфары» в честь её знаменитых авторов и исполнителей прошлых лет. Эта появившаяся сравнительно недавно традиция органично вписалась в репертуарную жизнь театра, объединяя век музыкальный нынешний с минувшими.
К 120-летию Софьи Преображенской, например, давали «Мазепу» Чайковского. Эта примадонна Мариинского, с 1935 по 1992 годы Кировского театра, была «лицом своей эпохи». Её активные творческие годы пришлись на 1926-1959 годы. Исполнила она за свою карьеру более сорока партий, ключевых для русского и зарубежного меццо-сопранового репертуара. По воспоминаниям современников, когда она начинала петь, зал замирал. В фойе исторической сцены открыта выставка, ей посвященная. На стендах - архивные фото, телеграммы, афиши, грамоты, письма от многочисленных поклонников, костюмы, скульптуры...
К 100-летию другой примы, на этот раз Большого театра, Ирины Архиповой, в Концертном зале Мариинки состоялся гала-концерт солистов оперы. Зинаида Царенко (гран-при ХV11 международного конкурса Чайковского), Иван Бородулин, обладатель редкого голоса контратенор, бас-баритон Магеррам Гусейнов, Аскар Абдразаков и другие заявившие о себе «во весь голос артисты, исполнили арии из произведений, в которых блистала Архипова. То, как исполнили, без сомнений, порадовало бы Ирину Константиновну, благословившую на служение оперному искусству плеяду талантливых учеников.
А в память о Галине Улановой, ко дню её рождения (116 лет) был приурочен показ нестареющего, как не стареет всё то, что привнесла на сцену эта легендарная советская балерина, спектакля «Щелкунчик».
Успешно утверждаются в труппе Валерия Гергиева и традиции новые. Среди них – регулярные концерты «Страдивари-ансамбля». Создан «коллектив в коллективе», в котором только скрипичные, по инициативе Валерия Гергиева. С 2013 года руководит им известный на весь мир скрипач Лоренц Настурика-Гершовичи. Играют в ансамбле на скрипках, альтах, виолончелях, контрабасе, созданных руками великих мастеров кремонской школы (Италия): Страдивари, Гварнери, Тонони, Теклера... Такое сочетание совершенных во всех смыслах инструментах с одаренными музыкантами и их вдохновенным творчеством никого не оставляет равнодушным.
На дневном январском концерте «Страдивари-ансамбля» в зале было немало подростков из обычных, не музыкальных школ. Надо было видеть их реакцию на ту музыкально-зрелищную феерию, что предложил публике Настурик-Гершовичи со своими коллегами – аплодисменты до боли в ладонях, возгласы «Браво!» и «Бис!». А добавьте к этому ещё импровизированные по ходу программы сюрпризы исполнителей, вроде веселого танцевального «хулиганства» с участием маленьких зрителей. «Вообще нечто!», - как, радостно смеясь, назвали этот концерт они сами.