Главная Культура 00:05 24 Января 2025 44157
Кина не будет?

Команда Никиты Михалкова готовит к сносу Центральный дом кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
30000 кв.м элитного жилья с садами на крышах и подземными парковками планируется возвести на месте приговоренного к сносу Дома кино. Фото Юрия Феклистова

1 февраля Дом кино, который появился в Москве в 1934 году по инициативе Сергея Эйзенштейна, закрывается на реконструкцию. Сегодня комплекс состоит из двух зданий: Алексеевского народного дома 1908 года постройки, в котором находятся Белый зал и некогда знаменитый ресторан, и нового здания, построенного в 1968 году, где расположен Большой кинозал на 1100 мест.

«Реконструкция» в данном случае — слово лукавое. Историческое здание народного дома, который по закону нельзя ломать, предполагается отреставрировать, а вот грандиозное строение 1968 года — образец советского модернизма — снесут до основания. И на этом месте возникнет многоэтажное, теряющееся в облаках элитное жилье общей площадью под 30 тысяч квадратных метров с садами на крышах и подземными парковками. Внизу предусмотрены помещения под Дом кино и нужды Союза кинематографистов, в том числе кинозал на 750-850 мест.

Снос Дома кино и возведение апартаментов, которые позволят субсидировать реконструкцию ДК, — давняя идея многолетнего, с 1998 года, председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова. Пока были живы мастера — Хуциев, Рязанов, Меньшов, Абдрашитов, Герман, которые могли Михалкову веско возразить, — идея разбивалась о непреклонную волю мастеров кино: рушить ДК и становиться приживалами при богатом дядюшке-инвесторе недопустимо. Но мастера ушли, и председатель СК продавил свое решение. Кому выгодно, чтобы на месте кинематографической обители возникли жилые апартаменты, можно только строить догадки.

На самом деле сносить Дом кино надобности не было. Здание построено по схожему проекту и примерно из тех же материа-лов, что и Кремлевский дворец съездов, возникший на 25 лет раньше Дома кино. Идея снести Кремлевский дворец пока никому в голову не приходит. Он прекрасно функционирует и как площадка для общественно-политических мероприя-тий, и как роскошный концертный зал. Архитектор Евгений Стамо, приложивший руку к созданию КДС и ДК, закладывал прочность зданий на века. Да, внутренняя начинка Дома кино — инженерные коммуникации, проводка, потолки и полы, мебель — все это к сегодняшнему дню обветшало, но стены крепкие, зачем их ломать? Сказал же поэт: «Живите в доме — и не рухнет дом». Хозяевам дома достаточно вовремя проводить текущий ремонт. Ничего этого в ДК в последние десятилетия не делалось, готовили почву для сноса...

Директор Дома кино Екатерина Головня: последний киносеанс. Фото Юрия Феклистова

Никита Сергеевич, человек верующий, часто говорит о намоленных стенах храмов. Но ведь Дом кино — тоже храм! Только кинематографический. Его стены помнят триумфальные премьеры фильмов Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского, Станислава Ростоцкого, Георгия Данелии, Глеба Панфилова, Леонида Гайдая, Сергея Соловьева, Элема Климова и Ларисы Шепитько, да и самого Михалкова. В Доме кино провожали в последний путь Василия Шукшина, Алексея Баталова, Вячеслава Тихонова, Татьяну Самойлову, Михаила Пуговкина, Зинаиду Кириенко, в конце ноября трогательно, до слез в глазах, простились со Светланой Светличной. Такое не забывается...

В моей судьбе Дом кино появился в перестройку, когда я был приглашен в московскую газету из Минска. Помню просмотры и горячие обсуждения дискуссионных фильмов «Маленькая Вера» Василия Пичула, «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева, «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса, ломавших многие стереотипы советского кино. Помню рождение «Ники» — первой независимой кинопремии, увенчавшей главным призом фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, только что вырванный из лап цензуры. Помню самоотверженную работу Конфликтной комиссии под руководством киноведа Андрея Плахова, которая сняла с полки и вернула в культурный обиход более 200 запрещенных советской властью фильмов, многие из которых сегодня стали классикой национального и мирового кино.

В перестроечные годы Дом кино, по словам тогдашнего его директора Юлия Гусмана, стал «вулканом демократических инициатив». Именно здесь кинематографисты потребовали вернуть гражданство Александру Солженицыну. Именно здесь посмертно выдвинули Владимира Высоцкого на Госпремию СССР. Именно Дом кино отдал свой зал для заседаний опальной Межрегиональной депутатской группы. Именно в Доме кино собиралась интеллигенция, чтобы выразить свое отношение к кровавым событиям в Тбилиси, Баку, Вильнюсе в те переломные для страны годы.

Стены Дома кино впитали в себя энергию нескольких поколений мастеров кино и зрителей, смотревших здесь фильмы Московского международного кинофестиваля. В Доме кино показывали свои картины Феллини и Вайда, Роберт Де Ниро и Кустурица, Милош Форман и Франко Дзеффирелли. Софи Лорен и Марчелло Мастроянни представляли здесь фильм «Подсолнухи», Джина Лоллобриджида открывала свою фотовыставку, Габриэль Гарсиа Маркес раздавал автографы. Здесь бывали Ким Новак, Жан-Поль Бельмондо, Ванесса Редгрейв и еще десятки мировых звезд. И по этой коллективной памяти — чугунной бабой, ковшом экскаватора?

Руководство Союза уверяет, что после завершения реконструкции Дом кино станет лучше, чем был. Хотелось бы верить. Но стройка рассчитана на пять лет. Что будет к тому времени с кино, с нами, с Михалковым, который отметит в нынешнем году 80-летний юбилей, — одному Богу известно. А уже сегодня сотрудников Дома кино просят написать заявления об уходе. Неясно, где будут проходить премьеры новых фильмов, фестивали «Святая Анна», «Радонеж», «Сталкер», которым давал приют Дом кино. Непонятно, где будут собираться для своих заседаний профессиональные гильдии. Неизвестно, где будут прощаться с уходящими мастерами кино. Огромная загадка: где будет храниться огромное панно Фернана Леже, ставшее визитной карточкой Дома кино и пока украшающее вход в главный кинозал?

Что станет с панно Фернана Леже после сноса Дома кино? Пока неясно… Фото Юрия Феклистова

Я далек от мысли, что мои ностальгические воспоминания отменят грядущую реконструкцию. Решение согласовано с московскими властями, а акции протеста, преграждающие путь бульдозерам, сегодня не в тренде. В качестве запоздалого предостережения хочу напомнить ситуацию с многозальным (24 экрана!) киноцентром «Соловей». Когда его собрались сносить, на защиту любимого кинотеатра, тогда самого крупного в России, поднялась вся Москва. В дело пришлось вмешаться тогдашнему министру культуры Мединскому. Было обещано, что на месте киноцентра к 2020 году возникнет гостиничный комплекс и в нем появятся пять кинозалов.

Как пишут в романах, прошли годы. На месте киноцентра возникли... дорогие апартаменты. О кинозалах забыли. В итоге Красная Пресня и Москва остались без любимого кинотеатра.

Знаковая история.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6071
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4599
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...