1 февраля Дом кино, который появился в Москве в 1934 году по инициативе Сергея Эйзенштейна, закрывается на реконструкцию. Сегодня комплекс состоит из двух зданий: Алексеевского народного дома 1908 года постройки, в котором находятся Белый зал и некогда знаменитый ресторан, и нового здания, построенного в 1968 году, где расположен Большой кинозал на 1100 мест.
«Реконструкция» в данном случае — слово лукавое. Историческое здание народного дома, который по закону нельзя ломать, предполагается отреставрировать, а вот грандиозное строение 1968 года — образец советского модернизма — снесут до основания. И на этом месте возникнет многоэтажное, теряющееся в облаках элитное жилье общей площадью под 30 тысяч квадратных метров с садами на крышах и подземными парковками. Внизу предусмотрены помещения под Дом кино и нужды Союза кинематографистов, в том числе кинозал на 750-850 мест.
Снос Дома кино и возведение апартаментов, которые позволят субсидировать реконструкцию ДК, — давняя идея многолетнего, с 1998 года, председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова. Пока были живы мастера — Хуциев, Рязанов, Меньшов, Абдрашитов, Герман, которые могли Михалкову веско возразить, — идея разбивалась о непреклонную волю мастеров кино: рушить ДК и становиться приживалами при богатом дядюшке-инвесторе недопустимо. Но мастера ушли, и председатель СК продавил свое решение. Кому выгодно, чтобы на месте кинематографической обители возникли жилые апартаменты, можно только строить догадки.
На самом деле сносить Дом кино надобности не было. Здание построено по схожему проекту и примерно из тех же материа-лов, что и Кремлевский дворец съездов, возникший на 25 лет раньше Дома кино. Идея снести Кремлевский дворец пока никому в голову не приходит. Он прекрасно функционирует и как площадка для общественно-политических мероприя-тий, и как роскошный концертный зал. Архитектор Евгений Стамо, приложивший руку к созданию КДС и ДК, закладывал прочность зданий на века. Да, внутренняя начинка Дома кино — инженерные коммуникации, проводка, потолки и полы, мебель — все это к сегодняшнему дню обветшало, но стены крепкие, зачем их ломать? Сказал же поэт: «Живите в доме — и не рухнет дом». Хозяевам дома достаточно вовремя проводить текущий ремонт. Ничего этого в ДК в последние десятилетия не делалось, готовили почву для сноса...
Директор Дома кино Екатерина Головня: последний киносеанс. Фото Юрия Феклистова
Никита Сергеевич, человек верующий, часто говорит о намоленных стенах храмов. Но ведь Дом кино — тоже храм! Только кинематографический. Его стены помнят триумфальные премьеры фильмов Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского, Станислава Ростоцкого, Георгия Данелии, Глеба Панфилова, Леонида Гайдая, Сергея Соловьева, Элема Климова и Ларисы Шепитько, да и самого Михалкова. В Доме кино провожали в последний путь Василия Шукшина, Алексея Баталова, Вячеслава Тихонова, Татьяну Самойлову, Михаила Пуговкина, Зинаиду Кириенко, в конце ноября трогательно, до слез в глазах, простились со Светланой Светличной. Такое не забывается...
В моей судьбе Дом кино появился в перестройку, когда я был приглашен в московскую газету из Минска. Помню просмотры и горячие обсуждения дискуссионных фильмов «Маленькая Вера» Василия Пичула, «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева, «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса, ломавших многие стереотипы советского кино. Помню рождение «Ники» — первой независимой кинопремии, увенчавшей главным призом фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, только что вырванный из лап цензуры. Помню самоотверженную работу Конфликтной комиссии под руководством киноведа Андрея Плахова, которая сняла с полки и вернула в культурный обиход более 200 запрещенных советской властью фильмов, многие из которых сегодня стали классикой национального и мирового кино.
В перестроечные годы Дом кино, по словам тогдашнего его директора Юлия Гусмана, стал «вулканом демократических инициатив». Именно здесь кинематографисты потребовали вернуть гражданство Александру Солженицыну. Именно здесь посмертно выдвинули Владимира Высоцкого на Госпремию СССР. Именно Дом кино отдал свой зал для заседаний опальной Межрегиональной депутатской группы. Именно в Доме кино собиралась интеллигенция, чтобы выразить свое отношение к кровавым событиям в Тбилиси, Баку, Вильнюсе в те переломные для страны годы.
Стены Дома кино впитали в себя энергию нескольких поколений мастеров кино и зрителей, смотревших здесь фильмы Московского международного кинофестиваля. В Доме кино показывали свои картины Феллини и Вайда, Роберт Де Ниро и Кустурица, Милош Форман и Франко Дзеффирелли. Софи Лорен и Марчелло Мастроянни представляли здесь фильм «Подсолнухи», Джина Лоллобриджида открывала свою фотовыставку, Габриэль Гарсиа Маркес раздавал автографы. Здесь бывали Ким Новак, Жан-Поль Бельмондо, Ванесса Редгрейв и еще десятки мировых звезд. И по этой коллективной памяти — чугунной бабой, ковшом экскаватора?
Руководство Союза уверяет, что после завершения реконструкции Дом кино станет лучше, чем был. Хотелось бы верить. Но стройка рассчитана на пять лет. Что будет к тому времени с кино, с нами, с Михалковым, который отметит в нынешнем году 80-летний юбилей, — одному Богу известно. А уже сегодня сотрудников Дома кино просят написать заявления об уходе. Неясно, где будут проходить премьеры новых фильмов, фестивали «Святая Анна», «Радонеж», «Сталкер», которым давал приют Дом кино. Непонятно, где будут собираться для своих заседаний профессиональные гильдии. Неизвестно, где будут прощаться с уходящими мастерами кино. Огромная загадка: где будет храниться огромное панно Фернана Леже, ставшее визитной карточкой Дома кино и пока украшающее вход в главный кинозал?
Что станет с панно Фернана Леже после сноса Дома кино? Пока неясно… Фото Юрия Феклистова
Я далек от мысли, что мои ностальгические воспоминания отменят грядущую реконструкцию. Решение согласовано с московскими властями, а акции протеста, преграждающие путь бульдозерам, сегодня не в тренде. В качестве запоздалого предостережения хочу напомнить ситуацию с многозальным (24 экрана!) киноцентром «Соловей». Когда его собрались сносить, на защиту любимого кинотеатра, тогда самого крупного в России, поднялась вся Москва. В дело пришлось вмешаться тогдашнему министру культуры Мединскому. Было обещано, что на месте киноцентра к 2020 году возникнет гостиничный комплекс и в нем появятся пять кинозалов.
Как пишут в романах, прошли годы. На месте киноцентра возникли... дорогие апартаменты. О кинозалах забыли. В итоге Красная Пресня и Москва остались без любимого кинотеатра.
Знаковая история.