Главная Культура 19:01 13 Апреля 2019 21424
Алла Пугачева. Других примадонн у меня для вас нет

Последние дни перед днем рождения Аллы Борисовны и само празднование юбилея превращается во всенародный праздник

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Фото: globallookpress.com

Алле Борисовне Пугачевой в понедельник, 15 апреля, исполняется 70. Не знаю, как там в остальном мире, но в нашей стране и на всем постсоветском пространстве об этом знают все — от южных гор до северных морей. Вроде бы все последнее десятилетие она стремилась жить довольно замкнутой, тихой семейной жизнью, почти не гастролировала и лишь изредка светилась на телеэкране — и все равно последние дни перед днем рождения Аллы Пугачевой и само празднование юбилея превращается в бесконечный бенефис и всенародный праздник.

Телевизионная сага о мужьях и поклонниках Пугачевой, очереди за интервью, которые тут же превращаются в театральное действо (послушайте в YouTube разговор Олега Меньшикова с Аллой Борисовной), бесконечные, как бы ненароком подсмотренные папарацци образы то в суперкоротком, то с новой челкой... Надо всем этим можно было бы иронизировать и морализаторствовать, дескать, не дело в такие-то лета бросаться во все тяжкие... Но куда там! Посмотрите, с какой яростью поклонники и хулители Примадонны сцепились в соцсетях. А ведь подобные споры сопровождают ее уже почти полвека — это ли не признание феномена если не творческого долголетия, то таланта оставаться на пике интереса публики!

А вот и вишенка на торте: на 17 апреля запланирован концерт в Кремлевском дворце с программой «Алла Пугачева. P.S.», о котором уже с начала года говорят и спорят. Продажа билетов на шоу сопровождалась редким ажиотажем и скандалами. У перекупщиков в Сети появились билеты за пару сотен тысяч рублей — и это вызвало вполне понятную возмущенную общественную реакцию. Даже известные и небедные персоны заявили о неготовности и нежелании платить такие деньги за шоу «женщины, которая поет». А уж когда стало известно, что спонсоры из госкорпораций тратят десятки миллионов на шоу в Кремле, появились призывы игнорировать и концерт, и саму юбиляршу. Затея безнадежная. Уже давно на сайте ГКД рядом с афишей этого концерта висит плашка «Билетов нет». Промоутерам имеет смысл предложить Алле Борисовне устроить концертный тур — организаторы точно обогатятся, да и певица в накладе не останется.

Пугачева может сколько угодно делать вид, что ушла со сцены, но ситуация с юбилейным концертом наглядно доказывает: стоит ей хотя бы сделать намек, что возвращается, — и публика мгновенно соглашается с тем, что статус «главной певицы страны» по-прежнему незыблемо принадлежит ей. Вернулось даже забытое понятие «достать билеты». Проникнуть на юбилей в ГКД — это, во-первых, престижно, а во-вторых, интересно: что покажет Пугачева и в каком состоянии ее голос? Кто-то, может быть, даже со злорадством ждет провала Примадонны, но я почему-то уверен, что по ходу концерта она перетянет на свою сторону даже недоброжелателей.

Мне вспоминается один эпизод. В 2001 году солист модной группы «Танцы минус» Вячеслав Петкун снялся в клипе Аллы Пугачевой «Зона отчуждения».

Вскоре после этого Петкун давал пресс-конференцию по другому поводу, и одна юная журналистка поинтересовалась, как его угораздило принять участие в этих съемках. Вопрос прозвучал довольно пренебрежительно. Было заметно, что для большинства собравшихся корреспондентов Пугачева — лишь символ полузабытой советской эстрады, человек из далекого прошлого.

«Спросите у нее самой», — ответил Вячеслав, и тут в зале появилась... Алла Борисовна. «Что это за слово такое — «угораздило»? — строго поинтересовалась она. — Это называется «пригласила». Автор вопроса села с открытым ртом и, кажется, оставалась в этом состоянии до конца пресс-конференции. Неважно, что песня «Зона отчуждения» была не самой удачной — главное, что благодаря этому небольшому спектаклю молодые корреспонденты смогли лично убедиться в мощи личности АБП, и все, кто считал свои музыкальные вкусы модными и продвинутыми, уходили оттуда верными поклонниками Пугачевой. «Я никогда не участвовала в фестивале «Максидром», — сказала певица, отвечая на мой вопрос. — Сама не знаю почему. Мне было бы там неловко, я ведь наверняка оказалась бы самой крутой».

Полагаю, таких эпизодов в жизни и карьере Пугачевой были тысячи — это и позволило (и позволяет) ей многие годы оставаться главной певицей. Ее могут сколько угодно называть женой Максима Галкина, считать комической старухой, критиковать ее нечастые новые песни — но эти песни обязательно становятся предметом обсуждения, как и любое появление Аллы Борисовны в свете. Интервью она тоже дает крайне редко, но оторваться от текста очень трудно: ее мнение и даже манера его излагать по-прежнему категорически интересны. Ну а желтой прессе неизменно на протяжении многих лет интересны колебания веса Пугачевой и ее наряды.

К юбилею артистки я бы порекомендовал переслушать ее лучшие песни — очень крутых композиций наберется под сотню: здесь и голос, и актерское мастерство, и характер — все услышите. Злые языки могут ворчать что-то вроде: «Ну а что же вы хотели, для нее же работали лучшие композиторы, а сценические наряды шили лучшие модельеры». Один из бывших мужей, режиссер Александр Стефанович, до сих пор рассказывает, как придумал Пугачевой имидж и театрализованную подачу музыкального материала, а некоторые по-прежнему сокрушаются, что АБП отказалась от мудрых песен Таривердиева в пользу более простонародного репертуара. Но это необъективный взгляд. Почему Стефанович со всем своим продюсерским талантом не сделал новых суперзвезд после развода с Пугачевой?

Почему тем же лучшим композиторам нужна была именно Алла, а не любая другая голосистая девушка? Вопросы риторические. Пугачева и сама искала талантливых компаньонов, и притягивала их, поэтому ее творческий путь был столь разнообразным, неоднозначным («Как тревожен этот путь» — о себе спела!), но ярким и счастливым. Прозвище Примадонна, может быть, для кого-то и носило сначала иронический оттенок... Но ведь прижилось: скажешь «Примадонна» — и сразу понятно, о ком речь.

Кстати, звездой Пугачева стала по нынешним меркам поздно — в 26 лет. До этого ее, выпускницу музыкального училища имени Ипполитова-Иванова, знали как одну из многих молодых талантливых певиц с простенькими песнями на музыку Шаинского. В составе малоизвестных эстрадных коллективов она исколесила всю периферию и сумела перейти на следующий уровень — еще не сольная карьера, но уже популярные ВИА. В 1975 году она вытащила счастливый билет — поездку на фестиваль «Золотой Орфей» в Болгарию. Вторым счастливым билетом стала песня «Арлекино», с которой она там выступила: вся страна увидела не юную певичку, а суперзвезду, способную за четыре минуты показать всю драму плачущего клоуна. После этого Пугачевой разрешили выпустить миньон — маленькую грампластинку. Но главное: стало понятно, что ее творческий диапазон невероятно широк, а бренд «Алла Пугачева» очень скоро затмит все громкие названия ВИА, с которыми она сотрудничала.

Настоящий талант редко имеет покладистый характер, но все многочисленные проблемы и конфликты только помогали Алле двигаться вперед. После главной роли в фильме «Женщина, которая поет» название картины стало практически официальным «титулом» АБП. На съемках Пугачева поссорилась с маститым композитором Александром Зацепиным, так как хотела включить в фильм песни собственного сочинения, а мэтр был против. Чтобы исполнять собственный репертуар, Алла придумала мистификацию, выдав их за произведения вымышленного композитора Бориса Горбоноса. А ведь большинство певиц на ее месте пели бы песни Зацепина и радовались, но Пугачевой этого было мало. С Зацепиным они потом помирились, хотя надо признать, что эта ссора заставила Аллу больше писать самой и искать новых авторов — а значит, расширять стилистику, в том числе в довольно неожиданные стороны. Кроме эстрадно-драматических, «страдательных» песен в ее репертуаре появились шуточные композиции, ритмичные песни с элементами рока.

В начале 80-х сотрудничество с композитором Раймондом Паулсом и поэтом Ильей Резником принесло еще несколько шедевров — «Маэстро», «Старинные часы», «Без меня», «Делу время». Потом в клавишнике собственной сопровождающей группы «Рецитал» Алла обнаружила талантливого композитора Игоря Николаева, который написал для нее три десятка песен. Затем было сотрудничество с модным композитором Юрием Чернавским, после — знакомство с Владимиром Кузьминым и «молодежный период», когда в песнях Пугачевой появилась хард-роковая гитара...

Публика очень пристально следила за личной жизнью Аллы, обсуждала ее смелые и необычные костюмы, смаковала скандал в гостинице «Прибалтийская» — но при этом подпевала всем ее хитам, даже тем, которые сначала казались сложными и непонятными. В 90-е и нулевые годы Пугачева уже не так часто гостила в хит-парадах, но продолжала привлекать внимание своими проектами — поездка на «Евровидение» (неудачная), возрождение «Рождественских встреч», уход и возвращение на сцену, обувной бизнес, производство чипсов (неудачное), открытие и закрытие радиостанции, новые замужества...

В браке с Максимом Галкиным она не только обрела душевный покой, но и в 64 года стала мамой Гарри и Лизы, рожденных суррогатной матерью. Алла прекратила гастролировать и наслаждалась семейным счастьем. Но к 70-летию все же решила вернуться, и это круто. Между прочим, над юбилейной программой она работает с продюсером Нателлой Крапивиной, которая во многом ответственна за супервзлет карьеры Светланы Лободы. А это значит, что Алла опять постарается нас творчески удивить. Как удивляла, повергала, возмущала, восторгала и на протяжении всей карьеры. Одного не было: равнодушия к ее персоне.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 29961
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 13540
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7735
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4744
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Павел Лунгин сообщил, что не будет брать Юру Борисова на роль Михаила Юрьевича: он уже Александра Сергеевича сыграл

Труд
Фото: агентство городских новостей «Москва», globallookpress.com

Только-только на экраны вышел байопик о «нашем всем», как режиссер Павел Лунгин («Остров», «Царь»), в настоящее время работающий над документальным фильмом о Петре Мамонове, сообщил, что...