Главная Культура 14:49 13 Марта 2023 4302
Спиваков – несмотря ни на что

Маэстро продирижировал первым из юбилейных концертов Национального филармонического оркестра России

Сергей Бирюков
Владимир Спиваков и его знаменитое на весь мир детище - Национальный филармонический оркестр России. Фото предоставлено пресс-службой коллектива

В концертном комплексе «Зарядье» Национальный филармонический оркестр России и его основатель, бессменный художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков отметили 20-летие коллектива. Разумеется, вместе с переполнившей зал публикой.

Дирижировать симфоническую музыку Владимир Спиваков мечтал с самого начала своей профессиональной карьеры. Но в 1970-е мир советской культуры был настолько зарегламентирован и встроиться в жесткую сетку существующих оркестров представляло такую проблему, что дебют маэстро, которого планета к тому моменту уже знала как выдающегося скрипача, состоялся в Америке с Чикагским симфоническим. И лишь в 2003 году появился шанс создать собственный симфонический коллектив. О том, насколько готов был Владимир Теодорович, уже имевший четвертьвековой опыт руководства прославленным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», к новой миссии, говорит сама потрясающая скорость формирования ансамбля, что называется, с нуля. Тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой подписал приказ об учреждении Национального филармонического оркестра России в январе, а уже в сентябре НФОР под водительством Спивакова (и дисциплинируемый директором, с тех пор тоже бессменным, Георгием Агеевым) дал первый концерт.

Все тогда было символично: что дебютное выступление музыканты посвятили памяти великого дирижера Евгения Светланова, оказавшего на Спивакова огромное влияние (и сам Большой зал Дома музыки в те дни получил имя Светлановского). Что сбор от своего следующего концерта, в Петербурге, оркестр перечислил детской онкологической больнице. Что в ту же осень с коллективом выступили выдающиеся музыканты мира – композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, оперный маэстро Джеймс Конлон… Эти направления – связь с лучшими традициями (которые Спивакову как дирижеру передал в первую очередь его учитель Израиль Гусман), звездный уровень программ и поддержка тех, кому трудно и кто только вступает в жизнь, – стали стратегией коллектива на всю последующую историю.

В ней – активнейший уровень концертирования (80 выступлений в год – мало какой из ведущих коллективов мира имеет столько), гастроли на лучших площадках мира, участие в престижнейших фестивалях, сотрудничество с великими солистами – Джесси Норман, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Анной Нетребко… Но главную задачу Спиваков всегда видел в выступлениях перед отечественной публикой – не зря в названии коллектива присутствует слово «Национальный»: оно подразумевает работу не только в столицах, но также в регионах страны, где проходит более половины встреч коллектива с публикой.

Что же касается поддержки молодежи – НФОР всегда жадно «подхватывал» наиболее самобытные музыкантские «голоса»: например, такой, как у феноменального французского пианиста Люки Дебарга. А наш Дмитрий Корчак, получив стартовый импульс от Спивакова, вырос не только в оперного солиста-тенора мирового масштаба, но и в прекрасного дирижера. Уникальным опытом стала созданная при НФОР группа дирижеров-стажеров – сегодня ее питомцы Александр Соловьев, Арсентий Ткаченко, Константин Хватынец, Алексей Верещагин, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Филипп Чижевский, Ариф Дадашев, Дмитрий Матвиенко, Тимур Зангиев, Денис Власенко, Алевтина Иоффе сами нарасхват в ведущих оркестрах и оперных театрах многих стран.

На самом деле 20-летие НФОР можно было бы отпраздновать целым фестивалем. Но Спиваков решил спрессовать торжество в две концертные программу, хотя это не столько упростило, сколько усложнило задачу: смоделировать кредо коллектива, каким оно формировалось все эти годы, всего лишь за считанные часы довольно тяжело.

Зная Спивакова на протяжении многих десятилетий, представляя себе его глубокую, в лучшем смысле слова эстетскую, то есть перфекционистскую натуру, могу судить, что он поступил максимально органично. В репертуаре – только абсолютная классика: «Ромео и Джульетта» Чайковского, Фортепианный концерт Грига, увертюры и арии из опер Россини, Верди, Пуччини. Тщательнейшее голосоведение, волшебные тембровые краски от томно зовущего английского рожка в лирической теме у Чайковского до невероятных, по-саксофоновому (хотя без всякого саксофона!) звучащих духовых микстур и ослепительно сверкающих, словно дрожащий под весенним солнцем воздух, струнных у Верди. Заставляющие затаить дыхание расширения перед явлением главных тем – словно мастер-актер безошибочно выстроил речь с ее цезурами и кульминациями, властно управляя чувствами слушателей…

Еще одно свойство Спивакова, о котором, кстати, сказал и ведущий концерта музыковед Артем Варгафтик – собирать вокруг себя ансамбль, где всем комфортно совместно творить музыку. Так с высшей деликатностью и проникновенностью был исполнен Григ, а потом пианист Денис Мацуев продолжил эту интонацию уже в своем сольном бисе – и признаться, мне трудно припомнить более тронувшее исполнение Вокализа Рахманинова, который обычно перетяжеляют пафосом вселенской скорби, а тут была просто песня без слов: печальная, вольная, льющаяся из самых глубин русской души.

Примечателен и подбор солистов-вокалистов из второй части программы: это дивное белькантовое сопрано Анна Аглатова и великолепный баритон Василий Ладюк, с которыми Спиваков работает регулярно и много. Какая же она искрометная Розина из «Севильского цирюльника»! Какой он зловеще-притягательный Ди Луна из «Трубадура»… Ну а если их голоса иногда и меркли слегка в оркестровой массе (в каватине Фигаро или Вальсе Мюзетты), то, подозреваю, в том виновата акустика зала, в далекий левый бельэтаж которого посадила меня пресс-служба. Что делать – супераншлаг!

На бис оркестр исполнил Адажио из «Щелкунчика» Чайковского и Вальс из кинофильма «Первый эшелон» Шостаковича – музыку, чья душевность трогает до боли. Чувство, знакомое нам всем, а в эти тревожные дни – по-особому. И все же закончили на подъеме – пьесой «Несмотря ни на что», как объявил Владимир Теодорович название этого веселого попурри из хабанер, болеро, пасодоблей и галопов испанского композитора позапрошлого века Федерико Чуэки. И в этом тоже был он, Спиваков – человек пушкинского склада души, который даже в самые темные времена не забывает, что за тучами скрывается и когда-нибудь обязательно выглянет солнце.

P.S. Второй из заявленных юбилейных вечеров состоится в Доме музыки 11 апреля. На нем прозвучат сочинения Моцарта, Лядова и Скрябина. Солистка – стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова пианистка Шио Окуи.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7549
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7356
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?