Свое требование Европейский вещательный союз объяснил тем, что слова песни "We Don't Wanna Put In" не соответствуют правилам, которые запрещают исполнять композиции, содержащие политический подтекст. Европейцы дали Общественному вещателю Грузии время до 16 марта, чтобы либо изменить слова, либо представить другую песню. В противном случае страну ждала дисквалификация. В Тбилиси сделали вид, что сути претензий не поняли.
- Никакого несоответствия с правилами конкурса нет, - говорит "Труду" руководитель международных передач Общественного вещателя Грузии Натия Узнадзе. - Нас упрекают, что фраза We Don't Wanna Put In звучит как "Мы не хотим Путина". Но мы вовсе не подразумевали этого. Однако в России это почему-то поняли именно так. Сколько людей, столько мнений.
В Грузии убеждены: на Европейский вещательный союз надавила хозяйка конкурса. Эту версию "Труду" не исключил продюсер группы Stephane&3G Каха Цискаридзе.
- Песня сразу привлекла внимание российских властей. Даже пресс-секретарь премьера прокомментировал текст песни, назвав ее культурным хулиганством. Мы думаем, что Россия могла оказать политическое давление на Европейский вещательный союз. Хотя мы в своей песне не подразумевали ничего агрессивного и оскорбительного.
- Однако сами исполнители признавали, что имеют в виду именно Путина.
- Нет, здесь только игра слов: текст совпал с фамилией российского премьера. Политики никакой нет. Мы люди творческие, политика - не наше дело. А если кому-то кажется, что песня политическая, ничего не поделаешь, у всех свое мнение. Это обычная зажигательная песня, которая завоевала популярность не только в Грузии, но и за ее пределами, ее крутят на многих радиостанциях. Именно потому, что мы не видим в ней никакой политической подоплеки, мы и не стали менять песню или слова. Наш протест против этого решения - отказ от участия.
- Как относитесь к тому, что Россию на конкурсе представит украинка, продюсер которой - грузин, а автор слов - эстонка?
- Вот это уже политика. Как бы ни заверяли, что "Евровидение" - неполитическое мероприятие, это не так. В России говорят, что песня Анастасии Приходько - демонстрация дружеского настроя ко всем народам, в том числе и грузинам. Но, по-моему, это самая настоящая политика.
- Чем может обернуться для Грузии отказ от участия в конкурсе?
- Ничем. Ни рейтинг страны, ни рейтинг песни от этого не упадут. Наоборот, поднимутся. А в следующем конкурсе "Евровидение" Грузия снова попытает счастья.
История
Политические игры на конкурсе
"Евровидение" давно перестало быть просто музыкальным конкурсом. Политика - неотъемлемая часть этого шоу.
1964 год. Дания. На сцену выбежал мужчина с плакатом: "Бойкот Франко и Салазару". Так он решил выразить свой протест против участия в "Евровидении" Испании и Португалии, где правили эти диктаторы.
1969 год. Испания. Австрия отказалась от участия в мероприятии из-за диктаторского режима Франко.
1974 год. Великобритания. Итальянский телеканал RAI подверг цензуре "агитационную" песню своей участницы Джильолы Чинкветти "Si" ("Да"), так как вскоре должен был пройти референдум, где нужно было проголосовать "за" или "против" легализации разводов. В Португалии трансляция по радио песни Пауло де Карвальо "E depois do adeus" ("А после прощания") стала сигналом к началу апрельской "революции гвоздик", закончившейся крахом диктаторского режима.
1979 год. Израиль. Турция под давлением арабских стран отказалась от участия в конкурсе в Иерусалиме.
2005 год. Украина. Украинская группа "Гринджолы" попыталась выйти на сцену с гимном "оранжевой революции" "Разом нас богато". Но Европейский вещательный союз потребовал изменить слова песни.
2007 год. Финляндия. Организаторам не понравилась песня израильской группы Teapacks "Push the button". Исполнители пели о "сумасшедших правителях", которые "нажмут на кнопку", намекая на ядерную программу Ирана.