ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АД
В вечернее время, какую кнопку на пульте ни нажми, с большой долей вероятности окажешься в каком-нибудь закулисье. Вот и Первый канал только что показал "Богиню прайм-тайма", посмотрев которую зритель должен был наконец-то во всей красе увидеть, каков же он, этот блистательный ТВ-мир, изнутри.
Действующие лица нового сериала - продюсеры, ведущие, журналисты, операторы, то есть люди, вся жизнь которых подчинена волшебному слову "эфир". Достоверности происходящему на экране добавляют интерьеры "Останкино", а также реальные "боги" прайм-тайма, мелькающие в кадре, Якубович, Соловьев, Осокин. Образы и имена главных героев также должны вызывать четкие ассоциации с вполне конкретными людьми. Вот, например, персонажи в кадре иронизируют по поводу юмористов Сосновской и Павлоняна. Вам эти имена никого не напоминают?..
Разумеется, как и во всех прочих "производственных" сериалах, в "Богине" есть и любовь, и личные драмы, и соперничество, и криминальные разборки. Но не в них суть. А в том, что по итогам просмотренных серий зритель должен был сделать вывод, что на телевидении, конечно, трудится некоторое число талантливых и самоотверженных людей, но гораздо больше завистливых бездарностей и откровенных сволочей. Что там ты рискуешь не только репутацией, но и жизнью. Причем не только во время командировок в "горячие точки". Что там - настоящий ад.
СХОДСТВО ПРОСИМ СЧИТАТЬ НЕСЛУЧАЙНЫМ
Наши дамы-детективщицы любят давать своим героям такие имена и наделяют их такими чертами, чтобы у читателя волей-неволей возникали ассоциации с реальными персонажами. Так, в одном из романов Дашковой фигурировал миллионер-интриган, обладающий колоссальным влиянием на ТВ, поддерживающий связи с чеченскими боевиками, суетливый, говорливый, трусоватый и носящий фамилию Подосинский. Как тут было бедному читателю внутренне не воскликнуть: "Ага, это ведь БАБ!" В другом романе той же писательницы фигурировали супруги-певцы, в которых легко угадывались Примадонна и ее Зайка. Таким нехитрым способом авторы придают своим сочинениям некую толику злободневности, видимость смелости и в то же время облегчают работу читательского воображения.
Я это к тому, что герои "Прайм-тайма", снятого по роману другой акулы детективного пера, Татьяны Устиновой, это вовсе не те реальные люди отечественного ТВ, ассоциации с которыми у зрителя, как мы уже сказали, неизбежно возникают. Сериальная Алина Лаврова вовсе не Арина Шарапова, как то можно было предположить, хотя и та, и другая неотразимы и в жизни, и в эфире. И Ольга Столетова отнюдь не Елена Масюк, несмотря на то, что сериальная журналистка тоже отважна и тоже оказывается в бандитском плену.
И то телевидение, те люди, что показаны в "Богине", - это всего лишь муляжи. Выдумка. Да, в какой-то мере все так оно и есть. Но в мере незначительной. Герои "Богини прайм-тайма" похожи на фанерного Шварценеггера, сфотографироваться рядом с которым может на Арбате любой желающий. Но если потом кто-то из друзей и поверит, что ты действительно сфоткался с настоящим железным Арни, большей правдой от этого встреча с ним не станет.
Да и я мог бы рассказать, как в некоторых телекомпаниях в кабинетах круглосуточно работают скрытые камеры и прослушиваются телефонные разговоры сотрудников на предмет их лояльности начальству. Как некоторые важные канальные боссы даже в туалет в конце коридора ходят с несколькими охранниками. Но это также будет лишь частью правды. На самом деле все, что происходит на телевидении, далеко не так однозначно.
ТВ ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
Любопытства ради я подсчитал, сколько различных учебных заведений в Москве готовит выпускников по специальности "тележурналист". Оказалось, больше десятка. Причем большинство набирают из них не по 10 - 15 человек на курс, а по 50 - 100, и конкурс при этом огромный. Следовательно, ежегодно миру является по крайней мере полтысячи дипломированных специалистов, жаждущих занять свою нишу в телеэфире. Понятно, что никаких каналов для такой оравы не хватит. Но я сейчас о другом. Телевидение ругают все, кому не лень. О нравах, царящих в "Останкино", постоянно пишут чудовищные вещи, а теперь вот и фильмы снимают. И все уже должны были бы сделать вывод, что понятия "подлость", "плагиат", "подстава", "предательство" неразрывно связаны с этой сферой человеческой деятельности. А теперь представьте, каким мифическим ореолом окружено ТВ, какой притягательной силой оно обладает, если десятки тысяч молодых людей мечтают на себе ощутить всю прелесть вышеупомянутых четыре "п"!..
А ОСАДОК ОСТАЛСЯ
Теперь совсем о другом. Драматические события в Кондопоге породили одну маленькую-маленькую, но тем не менее неприятную проблему в электронных СМИ. Хорошо нам, журналистам печатных изданий: написал вот я название города, а на какую из трех "о" поставить в нем ударение - личное дело каждого читателя. Как кому больше нравится. У телевизионных и радиоведущих дело обстоит сложнее: им надо произносить слова вслух. Каша в эфире все последние дни была полная: на одних каналах беспорядки происходили в городе Кондопоге, на других в Кондопоге. А одна радиостанция и вовсе изощрилась и отправила своих слушателей в Кондопогу.
Доходило до смешного. Так, ведущий вечернего выпуска программы "Сегодня" объявляет: "Наш специальный корреспондент передает из Кондопоги". Вслед за тем идет включение, и журналист, находящийся в том самом городе, название которого лишний раз я не произношу, говорит: "Минувшей ночью в Кондопоге..." Ну ладно, конкурирующие каналы не стали из принципа договариваться, как все-таки правильно (хотя, думаю, есть какие-нибудь академические словари на этот счет), но между собой-то, внутри компании, можно, наверное, было согласовать этот архисложный вопрос! Оставалась надежда на главу Карелии, который должен был выступить в той же программе чуть позже. Уж он-то наверняка знает, как называется город на вверенной ему территории. Глава сделал ударение на первом "о". Но жителей города назвал "кондопожцами". Вот и гадай...
Может, это, конечно, и мелочь. Но ведь речь идет о федеральных каналах, вещающих на всю страну, в том числе и на ту самую Кондопогу. У жителей этого города и без того сложная ситуация. И наверное, им не слишком приятно было слышать, как на все лады уродуют название их малой родины. Согласитесь, резануло бы слух, если бы кто-то с экрана рассказал о событиях, скажем, в Вологде или в Вологде, в Кемерово или в Кемерово, Но, впрочем, разве им там, в Москве, в их "Останкино", до таких мелочей!