Западные "звезды", получающие многомиллионные гонорары, скупают острова, земли, замки и дворцы, становятся владельцами отелей, начинают выпускать духи и чипсы с собственным именем на упаковке. Ведь что-то из этого будет приносить устойчивую прибыль на протяжении многих лет.
Особенно популярно среди "звезд" шоу-бизнеса ресторанное дело. Владельцами заведений "общепита", а также целых их сетей являются Мэтт Дэймон, Патрик Суэйзи, Майкл Кейн, Роберт Де Ниро и многие другие американские и европейские знаменитости.
Известный винодел Жерар Депардье, например, владеет двумя ресторанами в центре Парижа. Они расположены рядом, на старинной площади, в центре которой - фонтан. Отсюда и названия - "Фонтэн Гайон" и "Экай де ля фонтэн". Специализация первого - классические блюда французской кухни. У второго - рыбно-устричная специфика ("экай" - створка).
Однако не у всех этот бизнес идет хорошо. Сеть ресторанов "Планета Голливуд", например, принадлежавшая Арнольду Шварценеггеру, Брюсу Уиллису и Сильвестру Сталлоне, прогорела. Но это не охладило пыл новых звездных волонтеров отрасли.
Популярен ресторанный бизнес и среди российских знаменитостей, а также их отпрысков.
Пальму первенства в этом деле у нас держит Антон Табаков. Он владелец или совладелец более 10 заведений (самое известное из них - "Обломов"). У Степана Михалкова есть "Ветерок", Snob's, "Vаниль" и "Вертинский". Совладельцем последних двух является также Федор Бондарчук. Михаил Ширвиндт вместе с Антоном Табаковым владеет "Штольцем". У Ивана Панфилова, сына режиссера Глеба Панфилова и актрисы Инны Чуриковой, в подмосковном поселке Переделкино есть ресторан "Дети солнца". У Александра Збруева - "ТРАМ". А у Вахтанга Кикабидзе соответственно "Не горюй". У "Ритм & Блюз-кафе" трое именитых владельцев - Андрей Макаревич, Стас Намин и Валерий Меладзе.
Не отстают от москвичей и питерцы. Среди ресторанных владельцев северной столицы значатся "менты" Михаил Трухин и Александр Половцев ("Улицы разбитых фонарей"), Александр Розенбаум ("Белла-Леоне" и несколько пивных баров), Анна Самохина ("Граф Суворов") и другие.
(Кстати, уточним: не всегда актеры, с именами которых связывают название того или иного ресторана, являются их владельцами, часто подлинные хозяева используют их лишь для раскрутки заведения. Так, Илья Олейников и Юрий Стоянов были "лицами" ресторана "Городок", но не его владельцами.)
В ресторанный бизнес актеры и дети из артистических семей приходят по-разному. Максим Суханов, например, как свидетельствует его коллега, друг и совладелец ресторана "Лабарданс" Александр Самойленко, шел в него давно. Когда в начале 90-х ресторан "Прага" прекратил обслуживать буфет Театра им. Вахтангова и администрация оказалась в некоторой растерянности, Суханов заявил, что организует буфет сам. Что и не замедлил сделать. А некоторое время спустя вместе с Самойленко открыл буфет и в Центральном детском театре. Отметим, что оба они продолжают активную актерскую карьеру. А вот Антон Табаков (почувствовав свое истинное призвание?) перестал играть в "Современнике" и ушел из кино. И стал тем, кем стал, написав при этом бестселлер "Кулинарные истории".
Некоторые из известных личностей последовали успешному примеру своих друзей, новоиспеченных рестораторов. А вот Родион Газманов стал ресторатором практически случайно. После развода с его матерью Ириной Олег Газманов подарил ему клуб "Бармалей", который позже был переименован в "Озон".
Александр Самойленко полагает, что в середине 90-х, когда ресторанный бизнес начал активно развиваться и стала расти конкуренция, бизнесмены "брали в долю" артистов - для продвижения бизнеса. Громкое актерское имя, значащееся среди владельцев ресторана, дает целый ряд преимуществ. И главное - значительно упрощаются переговоры с чиновниками. Известным актерам, детям знаменитых родителей, гораздо проще решать вопросы с лицензией и арендой. К тому же у многих из них приятельские отношения с людьми из столичной и государственной власти. Можно, например, с большой долей уверенности предположить, что получить под ресторан "Vаниль" помещение на первом этаже здания старой застройки с роскошным видом на храм Христа Спасителя Степану Михалкову и компаньонам помогли обширнейшие связи его отца Никиты Сергеевича.
Громкое имя позволяет сделать новому заведению "общепита" и хорошую рекламу. Причем бесплатно. На открытие ресторанов знаменитостей собирается столько звездных друзей, что оно автоматически превращается в событие светской жизни, которое можно освещать и в глянцевых журналах, и в телевизионных репортажах. Например, на открытие вышеупомянутого "Ритм & Блюз-кафе" был привезен не кто-нибудь, а экс-битл Ринго Старр. Поди пройди мимо такого!
Для владельцев звездных ресторанов очень важно сразу установить: угощать ли своих друзей, актеров и музыкантов в собственном заведении бесплатно? Почти все вышеперечисленные рестораторы единодушны: ни в коем случае. На открытии - да. Но дальше - нет. С одной стороны, постоянное присутствие в зале знаменитостей привлекает посетителей. С другой - должно действовать железное правило: дружба дружбой, а денежки врозь. Ведь каждое неоплаченное блюдо и бутылка - это существенный минус в бюджете заведения, особенно молодого. (Кстати, говорят, Гарик Сукачев со своим "Вудстоком" отчасти погорел именно из-за известной широты своей натуры: слишком много друзей-музыкантов зачастили к нему на огонек и бесплатную выпивку.)
Вот клубная система скидок для своих - это да, это можно. Так и они приходить будут, создавая заведению определенную репутацию, и ты внакладе не останешься.
Что же касается самих владельцев, то большинство из них предпочитает столоваться в собственных заведениях. Это, кстати, позволяет им следить за качеством меню. Ведь для человека с именем быть владельцем ресторана - это еще и ответственность. Если что-то не так, то любители где-нибудь приятно посидеть вечерком будут говорить друг другу: "Не ходи к такому-то, там отвратительно кормят". Не случайно, видимо, в "Штольце" шеф-повара меняли шесть раз.
Почему же артистическая публика из всех видов бизнеса, не связанных напрямую с искусством, предпочитает именно этот? И привлекает к нему внимание общественности. Наверное потому, что ресторанный бизнес сочетает в себе разные виды искусства: тут и музыка с хореографией, и дизайн, искусство общения, кулинарное искусство и т.д. То есть этот бизнес - при правильной его постановке - никак не повредит артистическому имиджу. А другие - могут. Например, хорошо известно, что несколько наших уважаемых эстрадников имеют серьезные интересы в нефтяной сфере. Но предпочитают не афишировать этот факт: там, где нефть, там нередок криминал. Есть еще, правда, модельный бизнес, который очень моден среди голливудских "звезд". Но нашим он почему-то не дался. Исключение разве что обувная линия имени Аллы Борисовны. Все-таки и "звезды" у нас другие, и бизнес, его культура - в становлении.