- В России, по данным Росстата, начали снижаться обороты розничной торговли. Как это отразилось на МЕТРО?
- Мы как сетевая компания ощутили на себе снижение спроса. К сожалению, я не могу раскрывать конкретных показателей по стране. Российские потребители начали экономить, и наши основные покупатели (малый и средний бизнес) это на себе чувствуют. Мы не сократили ассортимент, но подстраиваем его под изменившиеся потребности наших покупателей. Например, раньше основной спрос приходился на дорогие топовые продукты, теперь же покупают более дешевые бренды.
- Как падение торговли отразилось на вашем персонале? Вы сокращали зарплаты или штат?
- Этот вопрос даже не рассматривается. Мы не изменяли социальные, трудовые и обучающие программы из-за кризиса. Было бы слишком недальновидно урезать образовательные расходы сейчас, когда есть возможность вырастить хороших сотрудников на будущее. В наших магазинах очень низкие издержки, и они не давят на нас в кризис. Это не значит, что у нас низкие зарплаты, у нас хорошая производительность. Более того, кризис для нас - это возможность укрепить влияние на рынке.
- Приведите пример того, как с помощью хорошей организации вы снижаете издержки.
- Все, что мы делаем, стараемся делать с максимально меньшими затратами. Мы постоянно изучаем все звенья цепи между поставщиком и магазинами на предмет минимизации издержек. Можно заполнять полки в магазине с помощью 30 сотрудников, а можно для той же цели использовать всего 15, но хороших. Квалифицированных, обученных людей, которые думают над тем, что делают, а не бездумных исполнителей, у которых есть только пара рук. И я могу сказать, что у нас хорошие сотрудники, которые способны анализировать и улучшать рабочий процесс.
- Сколько в среднем ваш работник тратит на обучение?
- Мы убеждены, что никто не обучит новых сотрудников лучше нас самих. Помимо центра обучения в головном офисе компании в Дюссельдорфе у нас работают три центра: в Москве, в Париже и в Шанхае. Новых сотрудников мы отправляем туда на стартовые тренинги, где обучаем их азам работы у нас. На тренингах следующего уровня их обучают тонкостям работы в магазине. После двух-трех лет работы сотрудники получают возможность пройти тренинги в целях карьерного роста, после которых они могут стать руководителями отдела, а потом и магазина. В отдельных случаях возглавить отдел можно и через год работы.
- Какую часть руководителей вы вырастили из своих сотрудников?
- По приблизительной оценке, не менее половины. Среди руководителей отделов 90% - бывшие линейные сотрудники. В центральном офисе эта доля также высока - 70-80% руководителей пришли из низов. Могу привести пример. Один из наших сотрудников в 35 лет начинал как глава юридического отдела. Сейчас он проходит обучение, для того чтобы через три года стать директором по продажам, членом совета директоров.
- Как у вас изменилась текучка персонала из-за кризиса?
- Зависит от региона. В Москве текучка в магазинах год назад была крайне высокой. Среди кассиров она порой достигала 100%. Дело в том, что у людей до кризиса был большой выбор. Они обучались у нас, а потом уходили ради сравнительно небольшого повышения зарплаты в другие компании. Особенно часто это происходило с категорийными менеджерами и закупщиками. Я не могу их осуждать. Теперь возможностей стало меньше, и люди начинают переосмыслять свои карьерные предпочтения. Текучка упала в среднем в два раза, а в регионах даже больше. В Москве ситуация иная, здесь у сотрудников все еще высоки запросы. А нам нужны люди, которые хотят строить карьеру у нас, а не мыслят о разовом повышении зарплаты.
- Каких людей по-прежнему сложно нанимать?
- Узких специалистов, таких как хороший категорийный менеджер по мясным продуктам, даже сейчас трудно нанять. Также не хватает грамотных специалистов в сфере IT, в финансовых сферах. В част-ности, мало хороших контролеров, специалистов по земельным отношениям и международной финансовой отчетности.
- Как изменилось число входящих резюме?
- Оно увеличилось в разы. Когда мы до кризиса искали менеджеров в новые магазины, нам приходило в лучшем случае по 10 резюме на вакансию. Сейчас на такую же вакансию откликаются не менее 300 человек из всех сфер, от финансов до производства. У многих из них нет никакого опыта работы в торговле, но они хотят получить эту должность. И так по всем позициям, особенно в промышленных районах.
Досье
Акин Байер
Гендиректор "МЕТРО" в России
Родился 11 мая 1967 года в Мюнхене
Образование: окончил Университет экономики в Германии
Предыдущие места работы: был членом совета директоров МЕТРО в Чехии и Турции, возглавлял торговую сеть "С+С Шапер", которая входит в МЕТРО
Цифры
13 000
человек трудятся в компании МЕТРО
500
сотрудников работают в головном офисе
48
магазинов действуют в России
260
человек в среднем работают в одном магазине
Источник: "МЕТРО"