Главная Культура 00:02 03 Декабря 2021 11419
Градский умер - шоу должно продолжаться

О музыканте и человеке, который даже в одиночку был сильнее целой индустрии

Алексей Мажаев, Сергей Бирюков
Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

В первый день зимы мы прощались с Александром Градским. Это очень странная фраза: перечитываешь ее — и не веришь. Не то чтобы его считали бессмертным — просто привыкли, что он играет в долгую. Свой театр «Градский Холл» Александр Борисович терпеливо строил чуть ли не по кирпичику более 20 лет, превратив советский кинотеатр «Буревестник» в ультрасовременную концертно-театральную площадку. Над оперой «Мастер и Маргарита» он работал 35 лет, если считать от замысла до записи. И вдруг — ушел в 72 года, оборвав на полуслове кучу планов и замыслов. Младшему сыну Ивану всего три года, отец так и не успел сходить с ним на футбол. Несправедливо, черт возьми!

В энциклопедиях его величают «отцом русского рока» — но не дедушкой. Градский действительно был одним из первых в стране, кто начал играть рок-н-ролл не в подворотне, а почти официально. Было это еще в 60-е. Знатоки, конечно, припомнят названия групп «Славяне» и «Скоморохи», хотя людей, видевших их вживую, уже исчезающе мало. Записей тоже не осталось. Остаются легенды.

Путь в музыке у Градского был свой, уникальный. У Александра, в отличие от большинства наших рокеров-самоучек, за спиной есть классическое музыкальное образование и даже опыт работы в Большом театре. Обычный песенный формат для него был тесен еще с молодости. Честно говоря, у Градского и нет хитов в обычном понимании этого слова — то, что поют хором в теплой компании. Самая знаменитая песня в его исполнении — «Как молоды мы были» — написана Пахмутовой и Добронравовым. Под нее ностальгирует уже третье поколение. Александр Борисович вложил в эту вещь всю страсть и весь свой огромный вокальный талант, подняв ее над рядом обычных просто хороших советских песен. Но вот его собственные композиторские опыты оказались слишком сложны для массового зрителя и слушателя, где-то рядом с симфоническим звучанием. Притом что опускать планку ему и в голову не приходило. Градский никогда не стремился конкурировать с раскрученными коллегами за народную любовь, так же как они не пытались превзойти его в вокале.

В 1974 году на экраны вышел фильм «Романс о влюбленных», музыку к которому написал юный Градский. Американский музыкальный журнал Billboard объявил Градского звездой года (1974) «за выдающийся вклад в мировую музыку». Невиданное признание для советского рок-музыканта! Фото из открытых источников.


 

Запись саундтрека для фильма Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», сотрудничество с Пахмутовой и Добронравовым, занятия в консерваторском классе Тихона Хренникова — все это случилось с ним очень рано, и это подняло статус молодого Градского в официозных кругах. Этим статусом он пользовался не только и не столько для себя. Известна история, как он «отбил» у худсовета еще не оперившуюся «Машину Времени», которая, по воспоминаниям Андрея Макаревича, выглядела тогда очень бледно. Но Градский углядел в них искру таланта и убедил пожилых композиторов утвердить программу «Машины». И таких случаев, когда Градский оберегал будущих известных музыкантов от запретов, было немало.

При этом он мог ругать их на чем свет стоит. Имел право, даже когда утверждал, что на нашей эстраде петь толком не умеет никто, кроме него самого. Да и о композиторских талантах коллег Градский чаще высказывался иронично. Что, кстати, очень нетипично для творческой среды: там в лицо улыбаются, а за спиной злословят и делают гадости. На Градского, за редким исключением, не обижались. Неслучайно после его смерти соцсети заполнились такими искренними и нежными свидетельствами. И ни одного дурного слова...

Цену себе Александр знал с юности. Его еще не утвердили композитором на «Романс о влюбленных» (между прочим, по протекции Андрея Петрова), а он, юный дебютант, уже выдвигал жесткие условия относительно своего гонорара — и ведь добился своего. Потом, через десятилетия, новые кумиры толпы пытались зачислить его во вздорные старички с манией величия. Но тут случился телепроект «Голос», раскрывший для народных масс, да и для коллег совершенно другого Градского. Нет, он оставался все тем же безукоризненным профессионалом и язвительным наблюдателем, но для артистов своей команды Градский оказался отцом родным. Он азартно отбирал под свое крыло талантливых дебютантов и возился с ними — требовательно, доброжелательно и мудро. Все первые победители — Дина Гарипова, Сергей Волчков, Александра Воробьева — были из его команды. Потом Градский из «Голоса» ушел. Злые языки говорили о конфликте с Первым каналом: он-де использовал проект, чтобы создать труппу для своего театра, ведь почти все артисты из команды Александра Борисовича на «Голосе» получили приглашения там работать. И многие из них под руководством маэстро представили свои первые сольные программы, и вообще в театре жизнь кипела — хотя и нечасто пересекаясь с тем «большим шоу-бизнесом», что надоел до чертиков.

А в нынешнем году Градский согласился принять участие в юбилейном сезоне «Голоса» в «золотой четверке» самого первого состава наставников. Первый канал охотно эксплуатировал ностальгические чувства телезрителей. Снятые еще летом (а показанные в сентябре — октябре) «слепые прослушивания» прошли на ура. Однако затем в ситуацию вмешался коронавирус. Градский заболел в сентябре, переносил болезнь тяжело, хотя в прессу детали не просачивались. Зрители все сами увидели в ноябре. В красном кресле сидел тяжелобольной человек, бледный, обвеваемый специально поставленным рядом вентилятором — легкие его не справлялись, Градский уже и говорил с трудом. Когда в эфире шли последние «Поединки», маэстро уже был в больнице без сознания...

Шоу «Голос», как заявил Первый канал, будет продолжено «в память об Александре Градском». Кто займет кресло маэстро, пока не объявлено. Известно, что канал планирует показать выпуски «Нокаутов», в которых успел принять участие умирающий Градский. Неужели это так уж поднимет рейтинги шоу? На мой взгляд, в память о музыканте следовало бы завершить сезон и устроить красивый мемориальный концерт. Но на телевизионном конвейере другие правила: шоу должно продолжаться.

А театр «Градский Холл» обрел нового худрука еще до похорон старого: его возглавил Алексей Рыбников, у которого вообще-то есть свой коллектив. Как он будет уживаться с осиротевшей труппой, покажет время.

Вместо послесловия

Градский давал концерты нечасто, зато запоминались они надолго. Любил крупную форму (другая такой глыбе как бы и не подходила): отделение оперной музыки под симфонический оркестр, отделение мюзикла под эстрадный бэнд: Но главное наступало потом, когда Александр брал в руки гитару и оставался один на один с залом. Он не был фрондером. Просто считал, что музыкант должен не митинговать, а сочинять и петь. Вот несколько строк из его песен-исповедей.

«Не Андерса да Болена, / А Шевчука с Бутусовым / С базара понесут».

«В России последние сто лет / Никто уж ни с кем не спорит, / Вот слово сказал — поносят, / Косою махнут и скосят. / Чуть высунул голову — сносят, / Не плача по волосам».

«Невпроворот силы и злобы на всех... / Враг уже найден, рот до ушей, / Режь его, жги до упаду».

«Надобно жить осторожно / И не рисковать осторожно. / Поскольку любого можно: / Законно любого можно / Лишить и свободы, и рая. / По-тихому — это можно... / По-быстрому — тоже можно: / Украсть — ну конечно, можно! / И лгать себе — в общем, можно, / Как пешкой, собой играя...»

Все — правда, и все — о нас с вами.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 29862
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 13513
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7731
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4737
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Павел Лунгин сообщил, что не будет брать Юру Борисова на роль Михаила Юрьевича: он уже Александра Сергеевича сыграл

Труд
Фото: агентство городских новостей «Москва», globallookpress.com

Только-только на экраны вышел байопик о «нашем всем», как режиссер Павел Лунгин («Остров», «Царь»), в настоящее время работающий над документальным фильмом о Петре Мамонове, сообщил, что...