Набирает обороты скандал из-за трудоустройства «мертвых душ» на предприятиях «Ростеха» — государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.
Напомним, что в конце мая была помещена в СИЗО по делу о коррупции бывший директор по правовому обеспечению и корпоративному управлению «Ростеха» Алла Лалетина. Следственный комитет России обвиняет ее в получении взяток на сумму более 1 млн долларов от Рустама Измайлова, бывшего гендиректора АО «Новосибирский завод искусственного волокна» — крупнейшего предприятия по производству боеприпасов реактивных систем залпового огня последнего поколения и неуправляемых авиационных ракет.
Еще раньше той же госпоже Лалетиной было предъявлено обвинение в особо крупном мошенничестве — трудоустройстве 14 «мертвых душ» в московское представительство АО «НЗИВ». Эти «души», как им и положено, только числились в списках сотрудников, им исправно начислялась немаленькая зарплата — вот только физически на заводе их не было...
А сейчас такое же дело расследуется на другом предприятии «Ростеха» — НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева" — это ведущий российский разработчик и производитель реактивных систем залпового огня, входит в состав холдинга «Техмаш», который, в свою очередь, входит в госкорпорацию «Ростех». Как стало известно нашей газете, в московском и тульском представительствах НПО «Сплав» почти три года трудился добрый десяток «мертвых душ», которым в период с 3 июля 2017 года по февраль 2020-го было выплачено свыше 12 млн рублей. Приказ об их трудоустройстве утвердил уже бывший генеральный директор «НПК «Техмаш» Владимир Лепин. Сам Лепин в ходе допроса в качестве свидетеля показал, что — вероятно! — инициатором данного приказа был его заместитель по персоналу и организационному развитию. А сам он, дескать, не ведал ни о чем таком ни сном ни духом... Впрочем, такая вопиющая рассеянность не помешала Лепину в начале августа этого года занять кресло главы Группы компаний «Калашников».
Насколько нам известно, сейчас похожие проверки ведутся на других предприятиях, входящих в «Ростех». Потому что на сайте этой госкорпорации ясно написано: в ее состав входят более 700 организаций, 14 холдинговых компаний. И, с одной стороны, всегда можно сказать, что «за всем не уследишь». А с другой, какие комбинационные просторы открываются!
Штрихи
Практика трудоустройства «мертвых душ» существовала и при Николае Васильевиче Гоголе, и в советское время. Тогда начальники могли устраивать на вакантные должности своих родственников, а зарплату выдавали в бухгалтерии, где нельзя было отследить, кто именно ее получил. Сейчас же организовать нечто подобное стало куда сложнее, поскольку каждому работнику зарплату перечисляют на именную банковскую карту. Чтобы эти деньги обналичить, нужно, чтобы кто-то снял их через банкомат (или перевел на другую карту). И это уже подразумевает не просто мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК), но и действия в составе группы (ст. 210 УК, организация преступного сообщества). А для следствия не составит труда установить конечного получателя денег — сейчас все зоны рядом с банкоматами оснащены видеокамерами, а каждый онлайн-перевод оставляет четкие следы, кто и кому переводил деньги.