Летнее чтение детей и подростков — притча во языцех. Пока педагоги из школ и курирующих ведомств составляют многостраничные рекомендательные списки, впихивая туда от жития святых и памятников древнерусской словесности до декадентской лирики, их легкомысленные подопечные гоняют по двору или пялятся в гаджеты. Как пробудить интерес к чтению у граждан от 5 до 18? Об этом размышляли эксперты сразу на нескольких конференциях, прошедших нынешним летом в детских и юношеских библиотеках. Попробуем разобраться?
Советы, как приохотить ребенка к чтению, напоминают ходившую по кухням в годы тотального дефицита цитату из дореволюционной поваренной книги Елены Молоховец: «Если к вам нагрянули гости, а в доме ничего нет, пошлите человека в погреб, пусть возьмет холодной телятины, буженины, лососины...». Если представить ребенка, в самом деле освоившего фантастическое меню из рекомендательных списков летней литературы, получится как минимум кандидат по филологии и литературоведению.
Феврония, Пушкин, Солженицын
Вот, скажем, что советуют выпускникам 8-го класса. Мало им обязательных Радищева, Островского, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Бунина, Булгакова, Белова, Абрамова, Шекспира, Мольера, Куприна, Хемингуэя, Солженицына: Методичка рекомендует ознакомиться с «Повестью временных лет» и «Повестью о Петре и Февронии Муромских», «Сказанием о Вавилонском царстве» и «Хождением Богородицы по мукам»: Вы думаете, это все? Ничуть: дальше следует перейти к одической эпике (Ломоносов, Державин и Тредиаковский), исследовать романтизм и поэтов пушкинского круга (Одоевский, Батюшков, Баратынский, Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский), не забыв о Фете, Майкове, Тютчеве и Некрасове.
И все это за пару месяцев у бабушки на даче. Добавьте сюда горьковские «Мои университеты» и бунинскую «Жизнь Арсеньева», а еще творения Шукшина, Астафьева, Трифонова и Паустовского. А заполировать прозу надо стихами Блока, Ахматовой, Заболоцкого, Рубцова, Евтушенко, Вознесенского.
Но тут-то наконец гулять? О нет! А как же «зарубежка»: Бальзак, Флобер, Гюго, Дрюон, Кауфман, Хилл. И хоть чуть-чуть критики: Белинский, Гончаров, Писарев, Юрий Манн:
Самое удивительное — в этом филологическом нагромождении упущены такие мэтры мировой классики, как Гомер, Данте, Гете, Гофман. Нет тут и качественной детской литературы — Погорельского, Гарина-Михайловского, Зощенко, Катаева, Чуковского, Хармса...
Много букв? Держи циферки!
В отличие от составителей школьных хрестоматий, действующих по старинному рецепту «впихни побольше», библиотекари и издатели давно не чтут высокие традиции. Их задача — вырастить всеядного книголюба, а читает он Борхеса с Бахтиным или учебник по созданию RPG-игр — какая разница? По принципу «разбирает буковки, вот и ладно» построены все современные детские читательские цифровые приложения. В числе свежих достижений — цифровой сервис Национальной электронной библиотеки «Свет», позволяющий, как считают его создатели, «прививать любовь к чтению, не ущемляя тяги к технологиям».
— Нам, взрослым, которые занимаются приобщением детей к чтению, приходится искать компромиссы, — честно призналась главный редактор этого проекта, филолог и преподаватель Анна Делианиди. — Новое приложение разработано, чтобы дети могли как минимум иметь под рукой книги школьной программы, а как максимум — получать через агрегатор современную художественную и научно-популярную литературу, которую советуют эксперты. Или подбирать книги тематически — например, по запросу «Нобелевские лауреаты» или «Русские классики о любви».
В Российской государственной детской библиотеке (РГДБ) прямо сказали, что, выбирая круг чтения, школьники редко прислушиваются к советам взрослых.
— В этом вопросе дети в большей мере склонны доверять сверстникам, — отметила заведующая сектором рекомендательной библиографии РГДБ, шеф-редактор сайта «Библиогид» Наталья Козловская. — Если все в классе прочитали «Гарри Поттера» или «Властелина колец», не знать этого считается зазорным.
Среди самых популярных детских запросов эксперт перечислила антиутопии, манги и фэнтези — например, «Тени Радовара» Марлус Морсхейс, «Тайны Лариспема» Люси Пьерра-Пажо, «Субмарин» Андреаса Эшбаха, «Через сто лет» Эдуарда Веркина, «Сердце на Брайле» Паскаля Рютера (известность последней усилила экранизация, в российский прокат фильм вышел под названием «Краткий обзор», режиссер Мишель Бужена). Как видите, ни Ломоносова, ни Чехова, ни Бунина в их читательском поле прос-то нет.
Дубровский, котики и стрелялки
— Я тоже состою в экспертных советах и знаю, насколько все тяжело с классикой, — продолжает Наталья Козловская. — И тоже не понимаю, почему школьная программа перегружена сложной взрослой литературой. Та же «Каштанка», которую проходят чуть ли не в пятом классе, ребенком не воспринимается так, как взрослым читателем, кому и был адресован рассказ: подросток считывает только одно — «собачка потерялась», а драма бедного циркача проходит мимо.
— «Расчитать» нечитающего ребенка можно, предложив ему что-то по-настоящему интересное. Может, это будет «Остров сокровищ», «Одиссея», сборник рассказов Носова или современная переводная фантастика, — говорит директор РГДБ Мария Веденяпина. — Бессмысленно стучать кулаком по столу. Чтение должно быть не обязаловкой, а удовольствием. Тут мы солидарны с французским писателем Даниэлем Пеннаком: «Глагол „читать“ не терпит повелительного наклонения».
Чтобы помочь отыскать литературную любовь, РГДБ запустила сервис индивидуальных читательских списков. Каждый взрослый или ребенок может просто написать на сайт библиотеки и попросить подобрать книги, отвечающие его интересам.
— Такой запрос всегда маленькая поисковая экспедиция, — рассказывает Наталья Козловская. — Вот, например, звонит мама пятилетней девочки и говорит, что дочка очень любит кошек. Или такая задача: девочка 12 лет прочитала по школьной программе «Повести Белкина» и роман «Дубровский» и залила всю квартиру слезами, переживая из-за любви Маши и Владимира. Мы сделали для столь романтически настроенного ребенка подборку, куда вошли «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт , «Маленькая принцесса» Фрэнсис Бёрнетт, «Аня из Зеленых Мезонинов» Люси Монтгомери, «Гранатовый браслет» Куприна, «Ася» Тургенева.
К сожалению, столь целенаправленные запросы не слишком распространены, куда чаще приходится слышать: «Найдите хоть что-нибудь, чтобы занять ребенка». И тут остается лишь возвратить вопрос самим родителям: а что интересно им самим и делятся ли они этим со своим чадом? Ведь если книгу в семье не любят старшие, то все библиотеки мира окажутся бессильны оторвать дитя от компьютерных стрелялок.