Главная Культура 12:52 02 Мая 2024 3279
«Выстрел» попал в «десятку»

Угодить Пушкину в год 225-летия трудно, но можно

Любовь Лебедина
Актеры Полина Рафеева и Семен Арзуманов в главе «Метель». Фото Людмилы Коневцевой предоставлено Театром имени Вахтангова

После вахтанговского «Евгения Онегина» в постановке Римаса Туминаса трудно было представить, что кто-то в этом театре в обозримый срок решится обратиться к произведениям Пушкина: уж слишком ярок тот спектакль, продолжающий идти в репертуаре. И тем не менее…

По поводу нового замысла теперешнего главного режиссера Анатолия Шульева сразу возник вопрос: сумеет ли он (недавно подтвердивший свой потенциал шумным успехом «Амадея» с участием Алексея Гуськова и Виктора Добронравова) одолеть «Повести Пушкина» (по четырем из пяти «Повестей Белкина») с молодыми по преимуществу актерами? Ведь такие это разные по жанру, стилистике и темпо-ритму истории – «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель».

Сентиментальная интрига «Барышни...», хорошо известная каждому по школьной программе, на этот раз создала ощущение забавного анекдота. О том, как сын помещика Берестова Алексей в исполнении Константина Белошапки клюет от скуки на прелести хорошенькой крестьянки Акулины, не подозревая, что то сменившая имя Лиза (актриса Анна Чумак), дочь соседнего помещика Муромского, решившая для смеха разыграть молодого барина. Но пустячок незаметно превращается в романтическое приключение, просыпаются чувства – у Пушкина настоящие, но актерами, к сожалению, лишь изображаемые. Лиза пищит, как птичка певчая, ходит на цыпочках и поминутно заглядывает на рокового героя с черным перстнем на указательном пальце. В общем, как ни крути, а счастливый финал заранее предсказуем на радость добродушным папенькам и всей родне. А вот угодили ли исполнители Пушкину или нет, это еще надо подумать.

Зато «Выстрел» попал в «десятку». Здесь все обыгрывается по-настоящему, включая магию случая, делающего человека игрушкой судьбы. Свидетель всего происходящего в далеком военном гарнизоне, а точнее ведущий в исполнении Валерия Ушакова наблюдает за пьяными оргиями офицеров полка, собирающихся по вечерам у Сильвио (актер Александр Горбатый). Персонаж этот, как мы помним, человек замкнутый, суровый, а в вахтанговском варианте и похожий на Демона в черном одеянии. Натура не мелочная – охотно дает в долг, но не дай Бог кому-то наступить на его больную мозоль, тут никакие извинения не помогут...По всему видно– уязвленное самолюбие и несмываемый позор не дают ему покоя, разрывая сердце. Только однажды Сильвио, срочно засобиравшись в дорогу после получения некоего письма, приоткрывает завесу над страшной тайной, связанной с несостоявшейся дуэлью из-за нанесенной ему на балу пощечины. Наконец он может отомстить обидчику, переехавшему в Москву с красавицей женой, а значит заставить сражаться и просить пощады. Но, как говорится, «не на того напал».Противник-граф готов стреляться с непрошенным гостем, коль дал ему когда-то согласие на завершение дуэли. Единственное, о чем он просит: сделать это до прихода жены. Не получилось. Увидев нависшую над любимым человеком угрозу, графиня (актриса Анастасия Джентилини) падает к ногам незнакомца, умоляя не совершать кровавый поступок. Тщеславие Сильвио удовлетворено, а чтобы о том помнили и другие – он с необыкновенной меткостью стреляет в картину на стене, ощущая притом, что с возвращением долга пропал и жизненный мотив, оставив в душе непрошенную пустоту.

Одна из лучших сцен в спектакле заканчивается образной метафорой – рухнувшей сосной с вывернутыми корнями. Пространство сцены заполняется коротким танцем офицеров в багряном свете на поваленном дереве.

Переложить прозу, даже гениальную, на сценический язык весьма сложно, и тут без яркой сценографии Максима Обрезкова было никак не обойтись. В ставшей одной из центральных историй спектакля «Метели» открытая территория сцены с падающим снегом поначалу кажется сказочной, но уже через минуту разбушевавшаяся стихия создает атмосферу страха и человеческой беспомощности. Герои стоят тесно прижавших друг к другу, образуя нечто похожее на снежную скульптуру (такую же мизансцену можно было увидеть в спектакле «Маскарад» Туминаса, наставника и учителя Шульева). Судьба сыграла злую шутку с несчастным прапорщиком Владимиром, заблудившимся в ночном лесу из-за метели и потому опоздавшим на тайное венчание с Машей (актриса Полина Рафеева). И опять, в который раз, герои пытаются разгадать извечную загадку, загаданную Его Величеством Случаем. Только в отличие от «Барышни...» Владимир и Маша не сыграют свадьбу, ибо Марью Гавриловну по ошибке обвенчают с другим человеком, о чем она вынуждена будет молчать и оставаться без вины виноватой. Проблему решает другой, счастливый случай – встреча с тем, кто в реальности оказался ее тайным мужем. Полковник Бурмин (актер Дмитрий Соломыкин), живущий по соседству и раскаивающийся в легкомысленном поступке молодости, долго будет стоять на коленях и выпрашивать прощение у той, чья судьба оказалась в его руках.

«Станционный смотритель», в программке смело иллюстрируемый «Черным квадратом» Малевича, символизирует множество смыслов. Так, он заключает в себе трагическую исповедь Самсона Вырина (в исполнении удивительного мастера перевоплощения Александра Рыщенкова) о постигшем его большом горе, после чего жизнь стала не в радость, так как единственная дочь сбежала, оставив доживать век в одиночестве и разрухе. Старик корит себя за то, что не ценил счастья, когда рядом с ним жила 14-летняя Дуня (актриса Анна Ляхова). Веселая хохотушка была способна погасить любой конфликт – например, с разгневанным барином, требующим лошадей. А он, отец, по своей наивной доброте, не смог распознать в заезжем гусаре хитрого ловеласа, соблазнившего доверчивую дочурку.

Рассказывая о своих злоключениях в холодном Петербурге, куда Вырин подался в поисках «заблудшей овечки», он, задыхаясь от возмущения, описывает первое свидание с циничным Минским, (убедительно сыгранным Александром Горбатовым), решившим откупиться от старика несколькими сотенными бумажками, тут же брошенными на улице оскорбленным Выриным. Ну, а когда он увидел роскошно одетую Дуню в объятиях Минского, забывшую о родном отце, то понял: просить счастливую дочь вернуться на почтовую станцию бессмысленно. Когда через четыре года собеседник старого смотрителя заехал в те места, то обнаружил, что Самсон Вырин давно умер. То ли от горя, то ли от пьянства... Ничто в этой жизни не проходит бесследно, и рано или поздно каяться придется. Оказывается, уже взрослая Дуня с тремя детками приезжала на могилу отца,дала священнику денег на помин его души, только вряд ли таким образом можно искупить вину.

Так заканчивается трехчасовой спектакль Анатолия Шульева «Повести Пушкина», оставляя в памяти зрителей много такого, от чего душа начинает светиться и наполняться добром.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 29744
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 13503
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7728
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4732
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Павел Лунгин сообщил, что не будет брать Юру Борисова на роль Михаила Юрьевича: он уже Александра Сергеевича сыграл

Труд
Фото: агентство городских новостей «Москва», globallookpress.com

Только-только на экраны вышел байопик о «нашем всем», как режиссер Павел Лунгин («Остров», «Царь»), в настоящее время работающий над документальным фильмом о Петре Мамонове, сообщил, что...