Один пребывал в такой аскезе, что «с него хорошо было бы писать образ Спасителя — так много в нем выражалось духовного и так мало материального». Другой горел страстями. А третья призывает рассчитывать только на собственные силы — и это, несмотря на банальность, выглядит сегодня очень даже актуальным советом...
«Обрученный Церкви»
Мемуары и письма священника и публициста Иосифа Фуделя (1865-1918) являют нам человека «оптинского духа». Отразившего страдание умирающей эпохи и ставшего «воплощением чистого христианства». Пастырское дело на рубеже XIX-XX веков было трудным: авторитет церкви подорван, «общество не любит, власть не поддерживает», но он, получив образование юриста, в 24 года выбрал эту стезю. Служа в храме при Бутырской тюрьме, выявлял судебные ошибки, учил грамоте арестантов, звавших его «пресветлейшим батюшкой». Наблюдение за поломанными судьбами помогло понять, что «в русском мужике под грубою корою предрассудков, невежества, суеверий таится на дне души христианское мировоззрение. Это его и спасает». Про впечатления оттуда говорил: «Прос-то теряешься от бездны духовных нужд, какую представляет тюрьма. Думая о заключенных, спрашиваю себя, почему они в тюрьме, а я на свободе. Фемида слепа не потому, что перед ней все равны, а потому, что для нее закрыта душа человеческая». Скончался протоиерей на 54-м году жизни от испанки.
Наталия Семенова. «Илья Остроухов. Гениальный дилетант»
Илья Семенович Остроухов (1858-1929) в юности был «худ как жердь», застенчив и полон комплексов. И вот из этого крайне обидчивого юноши, шепелявившего и не выговаривавшего букву Р, вырос авторитетнейший коллекционер. Имея весьма несговорчивый нрав, водил дружбу с талантами первого ряда: Поленовым, Серовым, Левитаном, Репиным, Саввой Мамонтовым, Павлом Третьяковым, попечителем галереи которого ему предстояло стать. Безразличным он не умел быть ни в чем. Брался за кисть — и рождались великолепные «пейзажи настроения»: «Сиверко», «Ранняя весна», «Улица в Берлине. Дождь». А женившись на одной из богатейших невест России Надежде Боткиной, дочери чайно-сахарного магната, рьяно погрузился в собирание картин и икон. Остроуховская коллекция русской и европейской живописи славилась вещами редкой красоты. Хранились они в носящем уже при жизни его имя «трубниковском музее», директором которого Илья Семенович был назначен в 1918-м. Жаль, после кончины хозяина часть собранного «распылили» по музеям, а многое исчезло вовсе. Но, кстати, какие-то работы именно в эти дни вернулись в Трубники на выставку «Илья Остроухов: художник, коллекционер», которая открыта до 6 декабря.
Дженна Маччиоки. «Иммунитет»
Новостные сводки подстегивали автора: «Я пишу этот абзац 1 апреля 2020 года, когда в мире уже 470 тысяч человек заразились коронавирусом, и количество новых случаев стремительно растет». Что делать, если лекарств нет, а вакцины подозрительны? Ответ иммунолога с многолетним опытом, казалось бы, банален: надеяться на собственные защитные силы. Но только таков самый надежный путь к спасению. «Работа иммунитета незаметна, но именно эта мощная система охраняет нас от всего чужеродного, поддерживает баланс в организме, обеспечивает заживление ран». Чтобы выстоять в опасной ситуации и жить долго, не болея, необходимо найти согласие со своими микробами. Только так и никак иначе!
Новейшие научные данные автор сопровождает диетическими наставлениями, в которых, увы, больших открытий читатель не найдет. В который раз мы узнаем о необходимости считать калории, следить за достаточным количеством хороших жиров и клетчатки вкупе с качественными углеводами и разнообразными источниками белка: «Хорошим» жирам — особое внимание: они важны для легочных альвеол и дыхания. Впрочем, сон и физические нагрузки не менее существенны. Стоит задуматься и над тем, каким образом наше тело отзывается на то, что творится в нашей голове. Негативные мысли отбирают силы, а значит, ослабляют иммунитет.
Старо как мир? Но что делать, приходится хвататься и за эту истрепанную соломинку — лучшей наука пока не предлагает.