
Турецкий лидер, возмущенный президентом Франции, пообещавшим продвигать «просвещенный ислам» и преграждать дорогу исламу радикальному, посоветовал французу лечить психику. «То, что глава государства так относится к миллионам мусульман в своей стране, — это в первую очередь потеря контроля над разумом», — пригвоздил Эрдоган Макрона. А ранее, после инцидента французского фрегата с турецкими кораблями около Ливии, президент Франции объявил о «смерти мозга НАТО». Да, оба воспринимают конфликт очень лично, но меряются при этом мощью государств.
После того как в парижском пригороде Конфлан-Сент-Онорин исламист-тинейджер по заказу радикалов обезглавил школьного учителя, показавшего на уроке карикатуру на пророка, Макрон объявил, что власти Франции «развернут активную борьбу против носителей радикальной идеологии и созданных ими ассоциаций». Что ж, это право любой страны, но нынешнее правительство Франции в своем приступе либерализма не хочет считаться с чувствами миллионов верующих. А в распространении оскорбительных для мусульман карикатур Париж видит проявление демократии, свободы слова и светскости государства. Что же тогда обижаться на Эрдогана?
Le Figaro приводит мнение Дидье Бийона, замдиректора парижского Института международных отношений, о глубинных причинах нынешней базарной полемики между лидерами двух стран НАТО: «Цель Эрдогана в том, чтобы бросить вызов светскому наследию Ататюрка, воссоединившись с османским прошлым». Добавим, что президент Франции под давлением «желтых жилетов» тоже набирает очки в глазах своего электората, не щадя ни чужих богов, ни трансатлантической солидарности.
По мнению эксперта, Эрдоган стремился свести счеты с Францией, с которой Турция оказалась по разные стороны баррикад в Сирии, Ливии, Восточном Средиземноморье, а с недавних пор и в Нагорном Карабахе. Поэтому-то он все время предлагает в чертогах Сиятельной Порты помощь мусульманским странам и народам против их соседей: Северному Кипру — против греков-киприотов, азербайджанцам — против армян, суннитской оппозиции Сирии — против «алавитского режима Асада», албанцам — против сербов, крымским татарам — против России...
Что есть, то есть. Вот и в ходе недавнего визита на Украину Эрдоган подтвердил нежелание признавать Крым российским и даже пообещал вернуть его Киеву. Кремль отреагировал на слова черноморского «союзника» сдержанно, обозначив, что тема закрыта. После чего выяснилось, что Эрдоган хотел бы вернуть Крым:Турции! Ведь ханство Гиреев когда-то было васссалом Османской империи, а, как цитирует Реджепа турецкая газета Haberler, «русские забрали эту землю у Османской империи в 1783 году». Ну тогда можно вспомнить и то, что Советская Россия, признавая турецкую республику Ататюрка, «простила» ей в 1921 году армянские Карс, гору Арарат и выход Армении к морю. Если кроить границы, то потрудитесь вернуть Еревану половину его исторических земель!
А градус в полемике повышается. После высказываний Эрдогана о Макроне Париж отозвал своего посла «для консультаций». Франция потребовала от ЕС принять санкции в отношении Турции. А еще Макрон заверил, что Париж не намерен отказываться от публикации карикатур на пророка Мухаммеда...
Вообще-то во франко-турецкой сваре стороны требуют того, чего не хотят делать сами. Турция не должна вмешиваться во внутренние дела Франции, заявил глава МВД Жеральд Дарманен после того, как президент Эрдоган призвал бойкотировать французские товары. А то, что ЕС и Франция вмешивались в турецкие дела, требуя от Эрдогана соблюдать права человека, выпускать из тюрем оппозиционеров, не разгонять демонстрации?
Тем временем журнал Charlie Hebdo опубликовал на обложке нового номера карикатуру на Эрдогана. Президент Турции в футболке и трусах пьет пиво и задирает юбку официантке в парандже. Такой вот шаг к примирению...
P.S. Президент Эрдоган подал в суд на Charlie Hebdo, опубликовавший оскорбительную карикатуру, сообщил турецкий телеканал TRT. Генпрокуратура Анкары начала расследование в отношении сотрудников французского журнала.