
Президент РФ Владимир Путин дал поручение ужесточить наказания за оскорбление и усовершенствовать механизмы опровержения недостоверной информации. Ответственными за исполнение президент назначил главу своей администрации Антона Вайно и премьера Михаила Мишустина, говорится на сайте Кремля. Срок – до 1 июля сего года.
Чиновнику, оскорбляющему людей, не место на государственной или муниципальной службе, заявил до этого Путин на заседании Совета по правам человека. «У нас же есть даже в УК статьи за оскорбление и прочее. Надо посмотреть практику применения, а может быть, что-то здесь и настроить», - передаёт его слова сайт Кремля.
В декабре Владимир Путин одобрил предложение главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова наказывать чиновников за оскорбление граждан. Нужно подумать, как это отрегулировать в нормативной базе, заметил тогда президент.
Идея наказывать чиновников за оскорбление народа набрала популярность на волне скандальных инициатив Кремля о наказаниях за оскорбление власти и фейковых новостях. Теперь оскорбить чиновника встанет в сумму от 30 до 100 тысяч рублей, повторное нарушение будет стоить уже 300 тысяч рублей штрафа или 15 суток ареста. Стоит ли говорить, что подобные санкции избыточны и далеки от реальных доходов большинства граждан.
Одной из первых ответных мер стала идея КПРФ. Коммунисты предлагали наказывать хамоватых чиновников штрафом от 10 до 30 тысяч рублей либо снимать с работы на срок до 3 лет. Несмотря на относительно травоядные санкции, правительство не поддержало законопроект.
Ужесточать ответственность за оскорбления, например, в интернете, излишне, убеждён журналист, член Совета по правам человека Николай Сванидзе. «Это чревато целыми процессами на ровном месте. Ведь определение оскорбления размыто: а «оскорбиться» могут и ведомства, и частные лица», - сказал эксперт порталу TRUD.RU. – Нас может оскорбить что угодно. Меня оскорбляет ваша улыбка. Прошу вас к ответу!».
Интернет давно существует по своим негласным правилам: жёсткий тон и крепкие слова там обычное дело. Плодить административные и тем более уголовные дела на этой почве глупо, говорит Сванидзе. «Русский мат часто используют как эмоциональную связку между словами. Я это не оправдываю, но всегда ли это брань в чей-то адрес?», - заметил журналист. Наша правовая система остро нуждается в гуманизации, а в последние годы мы сталкиваемся с её ужесточением, рассуждает он. Сванидзе раскритиковал и нашумевший закон об оскорблении чувств верующих. Действительно, закон порождает абсурдные ситуации, немыслимые ещё каких-то несколько лет назад. Так, на днях некая православная организация через прокуратуру вынудила журналиста Ивана Урганта извиняться перед православными: в передаче «Вечерний Ургант» якобы издевались над христианством. Скептически относится Сванидзе и к специальным наказаниям для чиновников: главное – максимально конкретизировать понятие «оскорбление», заключил он.
А с этим большая проблема. Во-первых, по тексту 319 статьи УК РФ, оскорбление считается публичным действием, направленным в том числе на ущемление авторитета органов власти. По такой логике, все чиновники от мала до велика, должны оставить полномочия. Ведь они сами же ущемили свой авторитет в глазах общества благодаря крайне непопулярной пенсионной реформе. И это один пример, а сколько их на самом деле? Во-вторых, бросается в глаза правовая несправедливость: оскорбление представителя власти есть в Уголовном кодексе (ст. 319), а с марта – ещё и в административном (часть 3 ст. 20.1 КоАП). При этом оскорбление «простых смертных» находится только в КоАП (ст. 5.61). Кстати, там чёрным по белому сказано: «Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — влечет наложение административного штрафа на… должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей. Очевидно, напрашиваются не новые санкции, но простое уточнение слова «оскорбление».
Напомним, на 29 января Владимир Путин отправил в отставку главу Чувашии Михаила Игнатьева «в связи с утратой доверия». В течение января он умудрился дважды создать вокруг себя скандалы: в День печати Игнатьев призвал «мочить» журналистов, которые «очерняют» власть, а 23 января заставил начальника пожарной части подпрыгивать перед камерой и строем за ключами от новой пожарной машины. Сегодня правоохранительные органы завели дело за оскорбление против главы кабмина Чувашии Ивана Моторина. До этого он назвал депутата местного Госсовета «упырём» и «дармоедом».
Осенью 2018 года Сеть и прессу взбудоражил скандал, когда уральская чиновница Ольга Гладских заявила: «Вам государство вообще в принципе ничего не должно! Вам должны ваши родители, никто не просил их вас рожать!». Гладских отстранили от должности.