
Едва городской асфальт в Петербурге освободился от ледяных глыб и надолбов, как на улицах появились грозные вестники весны — водители самокатов. Они добавили пешеходам острое ощущение ежеминутной опасности.
Быстрый, бесшумный самокатчик внезапно появляется сзади, спереди, сбоку, а его поведение не регулируется правилами дорожного движения. Ведь по закону он приравнен к пешеходу. Ему и на проезжей части появляться нельзя. Однако люди на самокатах снуют и среди пешеходов, и среди автомобилей, добавляя перца в жизнь водителям.
Как правило, электросамокатами пользуются те, кому хочется быстро и без пробок доехать до метро. Так называемый транспорт последней мили опять же по закону транспортом не является. Но за нанесенные пешеходам увечья приходится отвечать. В прошлом году серия уголовных дел против лихачей, устроивших резонансные ДТП, привела к тому, что в середине лета несколько сервисов по использованию самокатов прекратили работу. Однако сейчас в Петербурге в аренду предлагается их 17 тысяч — вдвое больше, чем в прошлом сезоне. Горожане все активнее используют электросамокаты вместо такси. Они появятся в Пушкине, Павловске, Колпино, Кронштадте.
Крупные компании кикшеринга подписали со Смольным соглашение о правилах передвижения в Петербурге. Теперь нельзя парковать самокаты на остановках общественного транспорта, рядом с метро, на входах и выходах возле социальных объектов. Бросать самокаты где попало тоже не получится: без правильной парковки сеанс аренды не будет завершен. В центре города — на площади Восстания, на Пушкинской и Садовой, в скверах и парках, где нет велодорожек, самокаты не могут разогнаться больше 15 км в час. В Летнем саду, на Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской площадях, на Невском проспекте, Малой Морской и Большой Конюшенной улицах на самокатах ездить нельзя. Зато в остальных зонах можно гонять до 25 км в час.
И тут мы снова попадаем в слепую зону закона. Ведь такая скорость не убережет от травм пешехода, на которого наедет самокатчик средней упитанности. И при этом, повторяю, оба — и наехавший, и пострадавший — юридически считаются пешеходами. Пока правовой статус самоката не определен, страховки для любителей гонять среди пешеходов нет, а значит, выплат пострадавшим тоже нет. Страховка для кикшеринговых компаний даже не является обязательной. Общественность просит ограничить скорость самокатов на городских улицах до 7-8 км в час, но компании-владельцы возражают. Они считают, что ограничивать нужно только «самокаты-убийцы» со скоростью 65 км в час. На них, кстати, уже повышен спрос из-за того, что ездят быстро, а сдавать экзамен на права не нужно. И закон это опять же никак не регулирует.
Автомобилисты предлагают приравнять мощные самокаты к мопедам и продавать их только тем, у кого есть права. При скорости больше 25 км в час логично выдавать водительское удостоверение. Но пока самокатчики летают вдоль и поперек проезжей части, правил для них нет.
Герман МОЙЖЕС, исполнительный директор Северо-Западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали», считает, что дело за властями, которые неоправданно медлят: «Если будет поставлена задача обеспечить центр города безопасной велосипедной инфраструктурой, которая пригодится и для самокатов, то со временем проблема решится. Но нужна воля и координация между ведомствами, а этого нет».
Нужен специальный закон с внесением изменений в ПДД. А пока максимум, чем можно наказать самокатчика, это штраф в 500 рублей — как пешехода, который перешел дорогу в неположенном месте.
P.S. Минтранс обещал внести поправки в закон, но пока они в Госдуму даже не поступили. Хотя все понимают, что главная проблема — отсутствие правового статуса самокатчиков. Давно пора признать электросамокаты транспортными средствами, обязать водителей сдавать экзамен на ПДД, разрешить им ездить только по велодорожкам. Вопрос обсуждают не первый год, самокатов все больше и больше — как и пострадавших от «пешеходов на колесах».