Ну вот теперь и шведская компания Essity, выпускающая товары для личной гигиены под брендами Libresse, Libero, Lotus и Zewa, объявила о намерении уйти с российского рынка. А это, скажу вам, повод для серьезных тревог, ведь все кризисы в нашей стране традиционно сопровождаются паническими закупками туалетной бумаги!
Шведы развивают свой бизнес в нашей стране с 1994 года. Essity принадлежит фабрика по производству туалетной бумаге в Светогорске под Питером, а также две фабрики в Тульской области, а бренд Zewa является одним из наиболее популярных и узнаваемых. Остаться без такого товара — ощущение не из приятных. И тут экономист Алексей Елсуков выступил с громкой импортозаместительной инициативой: пообещал в скором времени продемонстрировать линию по производству не только туалетной, но и офисной, и книжной бумаги из... камня.
Он не шутит. Речь идет о бумаге из известняка и нетоксичного полимера. Подобный производственный опыт уже есть у Японии, Тайваня, Китая, разработки в этом направлении ведет Турция. Такая бумага крепче традиционной и не нуждается в отбеливании. «К тому же она биоразлагаема, а запасы известняка в России неисчерпаемы», — настаивает Елсуков. Вот оно, будущее?
Однако не все эксперты разделяют энтузиазм. В завязавшейся бурной дискуссии прозвучали мнения, что каменное сырье подойдет лишь для производства бумаги примитивных сортов, такая не будет ни мягкой, ни эластичной, ее сложно смять, а при соприкосновении со слизистой она способна вызывать аллергию. Да и гигроскопичность вызывает вопросы. «Не думаю, что такую бумагу можно запустить в массовое производство вот так сразу, без предварительных испытаний», — предостерегает владелец портала «Туалет.Ру» (да-да, есть и такой!) Владимир Приоров.
Народ попроще, примкнув к ученому спору, задается наивным вопросом: а что, лес в России кончился? Пусть ученые и технологи работают себе над бумагой из камня и испытывают ее на себе, а пока хорошо бы успокоить людей, поделиться планами по реальному импортозамещению всем известного продукта. Тем временем, почуяв неладное, администрация Башкирии разместила госзаказ на поставку туалетной бумаги на 2 млн рублей — и непременно с тиснением, перфорацией и минимум тремя слоями. Да и массовый потребитель, успевший привыкнуть к пухлой туалетной бумаге, будет возмущен предложением вновь пользоваться газетами или серой «наждачкой». Даже во имя высоких целей.
Между прочим, все, что относится к товарам личной гигиены, является таким же предметом первой необходимости, как и гречка, сахар и аспирин. В XXI веке уже невозможно использовать тряпки вместо прокладок, пеленать детей в марлевые подгузники вместо одноразовых памперсов, сыпать котам в лотки песок вместо сдерживающего запах наполнителя.
Конечно, мы народ бывалый. Из сегодняшнего дня невозможно осмыслить, что Гагарин полетел в космос в 1961 году, погиб в 1968-м, а первую туалетную бумагу в СССР начали производить только осенью 1969-го. Но рыночная экономика, будь она неладна, нас развратила.
По данным Росстата, еще три года назад пятая часть всех жителей России не имели доступа к центральной канализации и пользовались «удобствами» на улице. Китай в лице «АлиЭкспресса» уже продемонстрировал готовность поставлять россиянам туалетную бумагу с лицом президента США Байдена по цене около 300 рублей за рулон. Дороговато. Какой будет отечественная альтернатива? Хочется верить — достойной. И необязательно твердокаменной.