
Ровно 110 лет назад, 28 июня 1914 года, в Сараево студент-террорист Гаврило Принцип застрелил эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену графиню Софию. И развязал Первую мировую войну. К чему это я? Да так, просто вспомнилось...
В последнюю неделю июня на лентах информагентств появилась новость об инциденте с гибелью полицейского из кортежа премьер-министра Венгрии в Штутгарте. Первой реакцией СМИ стало подозрение, что «случайный наезд» на колонну сопровождения Виктора Орбана — это покушение на жизнь непослушного европейского лидера — причем не первого. Даже потом, когда злой умысел гражданки ФРГ вроде не подтвердился, эхо инцидента раздавалось еще долго. Что неудивительно: «крайние меры воздействия» на неудобного Брюсселю и Вашингтону венгерского лидера давно ожидаемы в свете начавшегося в ЕС укрощения непокорных.
Как сообщила Bild, Орбан накануне посетил матч чемпионата Европы между Венгрией и Шотландией в Штутгарте. А 24 июня кортеж премьер-министра Виктора Орбана попал по дороге в аэропорт в аварию. Она произошла по вине местной жительницы, не заметившей оцепления и выехавшей на дорогу, где несся кортеж. Ее автомобиль врезался в колонну, сбив двух полицейских на мотоциклах. Один из них, 61-летний, погиб, второй, 27-летний, тяжело травмирован. Возможно, по оценке Spiegel, патрульные, приняв на себя тяжелый удар, нацеленный в борт машины Орбана, тем самым спасли ему жизнь.
Совсем недавно, в мае, другой критик натовской помощи Украине и коллега Орбана по еврореформам получил пять пуль от идейного экстремиста и едва выжил благодаря лишь оперативной помощи и мастерству хирургов. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо был тяжело ранен в городе Гандлове после выездного заседания Кабинета министров. Он разговаривал с собравшимися у здания гражданами, когда некий диссидент с криком: «Иди ко мне, Роберт!» выхватил револьвер и открыл огонь в упор. Его схватила охрана, тут же возникла версия, что террорист действовал в одиночку. Но она вызвала сомнения.
Получившего множественные ранения в живот и конечности премьера вертолетом транспортировали в больницу города Банска-Бистрица. Его спасли чудом, но восстановление займет месяцы, а то и годы. МВД Словакии подтвердило: основным мотивом 71-летнего писателя Юрая Цинтулы, стрелявшего в Фицо, было его недовольство отказом премьера от военной помощи Украине. Кстати, его жена, которая пыталась скрыться из страны, но была задержана, является гражданкой Украины...
Премьер Словакии не только выступал против поставок оружия Киеву, но и обещал блокировать членство Украины в НАТО, которое, по его мнению, означает начало Третьей мировой. Он категорически против возможной отправки войск альянса на Украину и имел неосторожность заявить, что Словакия не входит в число стран, заинтересованных в том, чтобы делать из России врага.
Премьер-министр Венгрии признается в телеинтервью: «Я обычно не думал об этом, но в последний раз, когда стреляли в Роберта Фицо, подумал, что могу последовать за моим другом». И добавляет: «Я тоже хожу в толпу каждый день. Кто-то приходит и закалывает, как в Бразилии, например. Риск надо минимизировать, но исключить его нельзя».
Что же, венгр, ставший поперек горла сразу НАТО, демократам США и главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, которого записал в личные враги Джордж Сорос, имеет основания серьезно опасаться за свою жизнь. Тем более он порой сам водит машину и считает Будапешт безопасным городом. А еще Орбан заявил, что не носил бронежилет ранее и не станет носить после покушения на Фицо. А может, пора?
Перед нынешним инцидентом в ФРГ Виктор Орбан заявил, что, если НАТО организует военную миссию на Украине, Венгрия не будет в ней участвовать. Премьер-министр регулярно получает в соцсетях угрозы в свой адрес и уже привык. После покушения на Фицо с Украины посыпались предупреждения в адрес главы венгерского правительства: «Орбан следующий, пока ждем».
Увы, в период резкого обострения военного противостояния в Европе и в мире многие вещи, ранее казавшиеся совсем немыслимыми, снова вошли в политический обиход. Скакнувшее число покушений на первых лиц стало за последнее десятилетие симптоматикой нарастания политически мотивированного насилия. Недавние события в Дербенте и Махачкале, как ранее в «Крокус Сити» — не менее страшные иллюстрации мирового передела, осуществляемого руками зашоренных людей, отравленных смертельной идеологией. Но количество стран, где счеты с лидерами сводят оружием, в мире выросло многократно.
Хроники покушений
В ночь с 15 на 16 июля 2016 года военные заговорщики атаковали отель в Мармарисе, где отдыхал президент Турции, но минутами раньше Эрдоган покинул гостиницу. Год спустя суд приговорил к пожизненному заключению 31 обвиняемого в подготовке покушения.
25 мая 2017-го в Афинах бывший премьер-министр Лукас Пападимос в бронированном автомобиле вскрыл полученную им посылку, после чего раздался взрыв. Пападимос получил травмы рук, ног и живота, вместе с водителем его доставили в больницу, он выжил. Похожие посылки-бомбы присылали министру финансов Германии Вольфгангу Шойбле и в парижское отделение МВФ. За отправку взяли ответственность анархисты из «Заговора огненных ячеек», но кто за этим стоит реально?
4 августа 2018 года в Каракасе президента Венесуэлы Николаса Мадуро во время парада атаковали при помощи дронов с взрывчаткой. Полиции удалось уничтожить БПЛА, но люди пострадали. Ответственность взяла группировка «Фланелевые солдаты», о которых ни до, ни после никто не слышал.
В сентябре 2018 года на встрече с избирателями фаворит президентской гонки в Бразилии Жаир Болсонару получил ножевое ранение в живот и был прооперирован в крайне тяжелом состоянии. После операции Жаир руководил своей избирательной кампанией из больничной палаты и все-таки стал президентом.
7 июля 2021 года ворвавшимися заговорщиками расстрелян президент Гаити Жовенель Моиз.
8 июля 2022 года бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ убит на предвыборном митинге в городе Нара. Местный житель Тацуэ Ямагами несколько раз выстрелил в сторонника диалога с Россией.
Даже гибель в авиакатастрофе президента Ирана Эбрахима Раиси вызвала тяжелые подозрения, позже не подтвердившиеся. А госсекретарь США Энтони Блинкен цинично объяснил, что «иранский народ должен чувствовать себя лучше после гибели президента Раиси»...