Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев прокомментировал решение собора Украинской православной церкви о полной независимости от Российской православной церкви (РПЦ).
По его мнению, «27 мая стало днем кончины Украинской православной церкви Московского патриархата».
«УПЦ МП и так уже умирала, незачем усугублять ее муки. На освобожденных территориях Украины отныне будут Россия и Московский патриархат. На пока не освобожденных территориях верные канонам украинские священники уйдут в подполье, неверные разойдутся кто куда, в том числе и в раскольничью «Православную церковь Украины» (ПЦУ)», – считает теолог.
Накануне, 27 мая, стало известно, что согласно постановлению собора УПЦ, состоявшемуся в Киеве, был изменен устав об управлении Украинской православной церкви. Она заявила о своей полной самостоятельности и независимости от РПЦ. В заявлении УПЦ выражается несогласие с позицией главы российского патриарха Кирилла, который поддержал спецоперацию России на Украине.
«Украинская православная церковь Московского патриархата закончила свою историю вместе с тем, как заканчивает сейчас свою историю независимая Украина образца 1991 года. Украинская церковь после сегодняшнего решения на не освобожденной Украине будет уже никому не нужна. Нормальные люди там, сидя в подполье, будут ждать российских военных, другие уйдут в раскол», - уверен Силантьев, который напомнил, что в истории Малороссии ранее имелся опыт подпольного православия.
Так, например, было после Брестской унии 1596 года, когда попытались присоединить православных Речи Посполитой к католической церкви. Большинство православных тогда так и не признали власть папы Римского. Русское православие пытались искоренить и во времена Австро-Венгрии, которая какое-то время владела Западной Украиной (конец XIX – начало XX века).
До 27 мая УПЦ считала РПЦ своей матерью-церковью и не шла на сотрудничество и слияние с раскольнической Православной церковью Украины (ПЦУ), которая в результате политических интриг получила статус автокефальной от Константинопольского патриарха Варфоломея. Тогда РПЦ, УПЦ Московского патриархата и подавляющее большинство поместных православных церквей образование ПЦУ не признали. Канонические Русская и Украинская церкви разорвали общение с Константинополем. Сегодня УПЦ сделала свой очередной выбор - не без помощи, конечно, украинских властей.