Едва стартовала предвыборная думская кампания, как в российском эфирном пространстве жить стало лучше, жить стало веселее. На экранах замелькали улыбчивые лица, полились бодрые речовки в исполнении думских мастодонтов и дебютантов, заслуженных артистов и звезд самодеятельности. Смотри, вникай — если, конечно, высидишь больше трех минут. А это непросто. Вот казалось бы, 14 партий, и каждой есть что сказать, что пообещать электорату. Но в потоке обещаний лучшей жизни, которая наступит сразу после 18 сентября, все неразличимо, все рябит и сливается в серую воду.
А если уж заставишь себя вслушаться и вчитаться, то сразу же настигает ощущение дежавю. И это было, и то, а вот это вообще патиной подернулось. При всем показном разнообразии политического спектра ничего нового мы не слышим. Ну просто заезженная пластинка. Либералы заученно клеймят «кровавый режим». Коммунисты призывают к «десяти сталинским ударам» по ворам и бюрократам. Приближенные к власти призывают сплотиться вокруг правящей партии и обороняться от подступающих врагов. А когда я услышал про реанимацию нацпроектов, чуть со стула не упал: да это же машина времени вернула нас лет на семь назад, когда это слово звучало звонко и многообещающе...
И все клянутся, что только они еще о-го-го и только у них есть команда профессионалов, которые своротят горы, стоит только им обосноваться в здании на Охотном Ряду.
Хоть как-то разряжают эту атмосферу разве что регулярные скандалы между конкурентами, вспыхивающие в ходе дебатов. Вот бессменный народный избранник Владимир Жириновский обозвал полузабытого борца за экологию Олега Митволя вором. Тот в ответ пригрозил судом и снятием ЛДПР с выборов. Конечно, не бой Мцыри с барсом, но хоть какое-то развлечение.
Словно черт из табакерки, выпрыгнул кандидат от ПАРНАСа Вячеслав Мальцев и разразился гневными пожеланиями в адрес обитателей Кремля и других высоких кабинетов. Даже на самого, знаете ли, Владимира Владимировича замахнулся... Все как-то оцепенели на минуту от ужаса, но тут же дебаты покатились дальше. Что ж, либералам у нас многое дозволено, главное, чтобы они рычагов не трогали и кнопок не нажимали в кабине государственного управления.
А с Владимиром Вольфовичем тем более все ясно: человек в образе, как вошел в него четверть века назад, так и не вышел. Как точно заметил вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, «это же Алла Пугачева нашей политики. У Владимира Вольфовича было много подражателей, но он такой один...». И объяснил, почему Жириновского так ценят в Кремле: если не будет Жириновского, то его место могут занять суровые люди, которые будут не только выдвигать политические лозунги, а будут пытаться их реализовывать...
Впрочем, тут опасаться нечего. На это место претендентов немного, к тому же слишком далеки они от народа. Наверное, парнасцы очень хотели бы обозначиться в роли потрясателей устоев. Но разве есть у них шансы против Владимира Вольфовича? Разве умеют они так погладить кролика в подсобном хозяйстве или прицениться на рынке к арбузу? А Жириновский только это и делает, ежедневно на телеэкране с придумкой, от которой народ млеет.
Впрочем, узкая площадка — это беда едва ли не всех нынешних кандидатов. Трудно избавиться от ощущения, что на политической сцене все роли расписаны, амплуа определены и одобрены. Поэтому даже таких сомнительных прорывов, как успех ЛДПР в 1993-м или триумф «Родины» в 2003-м, мы вряд ли дождемся.
Остается наблюдать внутривидовую битву за места на уже довольно вытоптанных полянах — кто-то подсиживает «партию власти», кто-то — коммунистов, кто-то ЛДПР, а кому-то не дают спать лавры уличных смутьянов с Болотной.
Но в целом есть ощущение, что каждый на политической сцене отбывает свой дежурный номер.
Слово эксперту
Леонид Крутаков, политолог
— У нас ведь из партий, которые обладают идеологией и представляют интересы определенных слоев населения, есть только КПРФ. Да и ее консервирует, как только может, Геннадий Зюганов, который вообще-то всех порядком утомил. Все остальные — это более или менее удачные проекты исполнительной власти. А на деле нам нужны крепкие самодостаточные партии, потому что нельзя, чтобы вся вертикаль власти висела исключительно на президенте. Нужен нормальный политический ландшафт — работающая Дума, Совет Федерации, нормальные партии, которые бы являлись политическим «лифтом» для молодняка. Прошедшие в этом году праймериз — при всех огрехах, это уже похоже на попытку превратить проект в реальную электоральную силу. Пока же главная идеология ЕР — «Мы за президента». И больше ничего.
Неслучайно рубка идет не между ЕР и как бы оппозицией, а между «Единой Россией» и «Справедливой». Обе партии пытаются использовать потенциал Путина, при этом друг друга расталкивают локтями. Каждый прокол премьер-министра, который номинально считается лидером ЕР, «эсеры» превращают в повод для нападок на конкурентов. Мне кажется, дело идет к тому, что у ЕР в Думе будет меньше 51%. Что в принципе совсем даже неплохо. Такой результат позволит провести глобальную реорганизацию как исполнительной, так и думской власти. А запрос на обновления сегодня назрел. События в Крыму, на Донбассе, в Сирии сплотили общество, вызвали на сцену новых энергичных людей, желающих перемен в стране. Если им сейчас не дать дорогу, то они либо озлобятся, либо разнесут все к чертовой матери.