На днях в Дагестане оштрафовали водителя за не пристегнутый ремнем безопасности портрет князя Хаджи-Давуда 1680 года рождения. Камеры приняли князя за пассажира и выписали штраф автоматически. Забавный случай? Но смешно не всем.
С сентября дорожные камеры в России стали штрафовать водителей за непристегнутых пассажиров. В Дагестане эта норма заработала с 12 января. И вот первый курьез стал достоянием гласности. Правда, ГИБДД республики опровергла новость, заявив, что штраф был выписан за то, что сам водитель за рулем был не пристегнут. Но аналогичная история произошла в августе прошлого года в Екатеринбурге, где водителю «газели» выписали штраф из-за «непристегнутой» плюшевой игрушки на лобовом стекле. И там инспекторы признали ошибку. А в Перми водитель обжалует штраф, потому что камера не распознала ремень безопасности на фоне темной рубашки...
Как считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, это вовсе не единичные случаи, а серьезная проблема, связанная с тем, что, вопреки закону, такие штрафы выносятся автоматически. «Нужно, во-первых, пересматривать систему, увеличивать количество инспекторов, которые отсматривают фото- и видеоматериалы, потому что количество камер растет, а количество инспекторов — нет. Выдержать человеческий мозг такой поток фотоматериалов, наверное, уже не в состоянии, и глаз замыливается, поэтому систему надо совершенствовать».
По расчетам активистов из автомобильного сообщества «Синие ведерки», при текущих объемах фиксаций у специалистов есть всего несколько секунд для оценки запечатленной ситуации и принятия решения. Чтобы снизить количество ошибок во время проверки материалов, эксперты рабочей группы при ОНФ, разрабатывая внесение изменений в проект нового КоАП, даже предложили ввести дополнительные административные штрафы для ответственных лиц и штрафовать их за каждую ошибку на 20 тысяч рублей. Если же такое решение повлекло для автовладельца крупный ущерб, на что регулярно жалуются руководители больших автопарков, то штраф предлагают поднять до 50 тысяч. Это особенно было бы актуально для гражданских инспекторов из полугосударственных предприятий, которым доверено карать или миловать автомобилистов. Однако воз и ныне там. Камеры продолжают ошибаться, водители вынуждены тратить время и нервы на обжалование, а инспекторам наказание не грозит.
В Москве за непристегнутые портреты вроде бы не штрафуют, но это потому, что пока камеры не фиксируют непристегнутый ремень пассажира. Впрочем, подобных ошибок и в столице немало. Автор этой заметки попадал под одну из знаменитых камер видеофиксации нарушений, которая выписала сотни ошибочных штрафов за превышение скорости. Оспаривание отняло немало времени. Чуть раньше пришлось судиться с ГИБДД, которая выписала штраф 500 рублей на основе данных фотокамеры — якобы за движение по обочине. Удовольствие, скажу вам, не для слабонервных: написание иска, походы по судам, заседания. Представители ГИБДД эти суды, как правило, игнорируют. Получается, выписать ошибочный штраф — плевое дело, а потом гражданин вынужден доказывать, что он не верблюд.
Камеры путают модели авто, цвета, штрафуют за силуэт мотоциклиста на сплошной полосе, за замену пробитого колеса под знаком «Остановка запрещена». Приходят штрафы за остановку под запрещающим знаком в момент, когда водители выполняли законные требования инспекторов ГИБДД. Нередко на таких постановлениях даже видны изображения инспекторов, проверяющих документы. В 2021 году проверка Генпрокуратуры выявила десятки тысяч ошибочных штрафов, наложенных с помощью видеокамер.
На прошлой неделе нам стало известно о курьезе в центре Москвы на Неглинной улице, сплошь утыканной камерами. Дело в том, что левая сторона относится к Тверскому району, а правая — к Мещанскому. Автомобиль с резидентным разрешением парковки в Тверском районе паркуется в Тверском же районе на Неглинной у дома 11. Камера его фотографирует, однако ошибочно определяет адрес: Неглинная, д. 8/11 (Мещанский район). В результате выносится постановление об административном правонарушении в виде неоплаты парковки в платной зоне — 5 тысяч рублей. Это повторялось дважды в отношении одного и того же авто — в декабре и январе. Оба штрафа были отменены как ошибочные в результате жалоб в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП).
Редакция послала письменный запрос в пресс-службу АМПП и в департамент транспорта правительства Москвы: что делается для предотвращения подобных ошибок? Департамент транспорта счел, что отвечать изданию нет необходимости. А вот ответ АМПП на письмо «Труда»: «Добрый день! Описанные случаи уже были рассмотрены нами ранее, штрафы были вынесены некорректно в связи с технической ошибкой — вынесенные постановления по ним были отменены. Приносим свои извинения автовладельцу за доставленные неудобства. С уважением, пресс-служба ГКУ «АМПП». В ответ на наш уточняющий вопрос, нам сообщили: «Доля постановлений, ошибочно вынесенных из-за неисправностей технических устройств, минимальна — 0,007%. Устройства работают исправно, кроме того мы регулярно проверяем оборудование и отменяем ошибочно вынесенные постановления. При возникновении спорных ситуаций, водитель может обжаловать постановление на порталах mos.ru, и transport.mos.ru».
В случае же, если автовладелец вовремя не обжалует ошибочный штраф или его не оплатит, на него набросятся другие госструктуры, в том числе Федеральная служба судебных приставов, которая будет кошмарить гражданина до тех пор, пока он не отменит штраф через суд или не оплатит его. АМПП не видит здесь ничего особенного? А значит, безобразия будут продолжаться и дальше.
На конец 2021 года парк стационарных камер в России составил 17,2 тысячи устройств. В том же году на основе показаний систем видеофиксации было выписано штрафов на 95 млрд рублей. И сколько из них ошибочных пришлось оплатить гражданам, чтобы не глотать пыль в судах и не тратить время на обжалование?
При этом не существует закона, который бы регулировал установку и использование камер видеофиксации нарушений. О его необходимости говорят несколько лет, но под предлогом заботы о безопасности движения власти устанавливают камеры кто во что горазд. Немалая часть этих камер арендуется, принадлежит и эксплуатируется частными лицами и компаниями. Все это наталкивает на нехитрую мысль: цель этой системы — не обеспечение порядка на дорогах, а зарабатывание денег на населении. Цифровой сервис «Госуслуги», грозно сообщая гражданину о том, что он опять попал на штраф, услужливо подсовывает иконку оплаты. Заплати, мол, и забудь...
Вместо послесловия
Государство явно перегибает палку, ущемляя права граждан и освобождая должностных лиц от ответственности за ошибки. В 2019 году президент Владимир Путин поручил решить вопрос с отменой ошибочных штрафов за нарушения ПДД, которые зафиксировали неправильно установленные камеры. Осенью 2021-го генпрокурор Игорь Краснов раскритиковал работу с дорожными камерами, заявив, что их установка часто «преследует цели обогащения, монетизации, чтобы как можно быстрее получить прибыль... А вопросы безопасности отходят на второй план». Год назад стало известно о том, что Генпрокуратура готовит поправки к закону «Об автодорогах и о дорожной деятельности», которые позволят аннулировать подобные штрафы без обращения пострадавших водителей. Но пока, как видим, мало что сделано для решения проблемы.