Он вернулся в Самару полным инвалидом. В старости, в 80 лет, оказался один, без близких родственников. Пенсии по инвалидности, конечно же, не хватало, бедствовал. Сосед по подъезду пытался оформить ему вторую пенсию - по старости. Но в райсобесе отказали: "У вашего фронтовика нет пятилетнего трудового стажа. Знаем, что он пришел с фронта без рук. Но, увы, таков закон... ". Другие инвалиды, имеющие пятилетний трудовой стаж, получали вторую пенсию, а Сальников, ушедший на войну в 18 лет, - нет. Полгода назад он умер...
Самарская губернская Дума подготовила поправку в несправедливый федеральный закон. Суть ее в том, чтобы участники войны, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, могли получать также и пенсию по старости в размере базовой ее части (сегодня это чуть больше тысячи рублей). Казалось бы, законопроект найдет широкую поддержку. Ну у кого, скажите, поднимется рука не отдать эти рубли нуждающимся старикам, потерявшим здоровье, защищая Родину? Однако, как показали последние события, чувство жалости, сострадания нашим высокопоставленным чиновникам не свойственно.
Жестокосердное отношение к ветеранам-инвалидам продемонстрировало российское правительство. Вице-премьер Александр Жуков направил в Самарскую губернскую Думу жесткий "отлуп" - отрицательное заключение на предложенный самарцами законопроект. Каковы же аргументы? "Принятие законопроекта приведет к расширению круга лиц, пользующихся правом на одновременное получение двух пенсий, что потребует дополнительных расходов из федерального бюджета", - пишет г-н Жуков. А в федеральном бюджете, по его словам, эти расходы не предусмотрены. И в законопроекте не указаны источник и порядок финансирования дополнительных расходов. "С учетом изложенного, - подытоживает вице-премьер, - представленный проект федерального закона правительством Российской Федерации не поддерживается".
Вроде бы логично, но есть одна закавыка. В "Заключении", подписанном заместителем председателя правительства, ни слова не говорится о том, какие конкретно дополнительные суммы нужны для реализации законопроекта. Может быть, в самом деле требуются миллиарды рублей, которые образуют зияющую дыру в бюджете? Что ж, напомню Александру Дмитриевичу цифры, содержащиеся в пояснительной записке Самарской губернской Думы и в приложенном финансово-экономическом обосновании:
"В Самарской области численность инвалидов Великой Отечественной войны, получающих государственную пенсию по инвалидности, но не имеющих трудовой пенсии по старости, составляет 7 человек (сегодня уже 6, так как В.Сальников умер. - В.Г.). В целом по Российской Федерации таких инвалидов примерно 600 человек. Базовая пенсия по старости составляет 900 рублей" (нынче чуть больше тысячи - В.Г.). Итого в год необходимо около 8 миллионов рублей с учетом произошедшего повышения базовой части пенсии.
Для 5-триллионного федерального бюджета - микроскопическая, почти невидимая сумма. И речь-то идет всего о нескольких сотнях 80-90-летних увечных стариках-инвалидах. Какое же холодное, жестокое сердце надо иметь, чтобы дать "отлуп" этому законопроекту...
Но Самарская губернская Дума не намерена отступать. 25 апреля на пленарном заседании решено все-таки внести в Государственную Думу этот законопроект вместе с отрицательным заключением правительства. Посмотрим, как отреагируют депутаты Государственной Думы. Это, можно сказать, для них будет тестом на человечность.