У российских поклонников баскетбола повод для радости: ЦСКА в очередной, уже восьмой раз в своей истории завоевал титул лучшего клуба Европы. В «Финале четырех» армейцы повергли знаменитый «Реал» (95:90) и турецкий «Анадолу Эфес» (91:83). Они проявили и мастерство, и характер, и хладнокровие, и даже героизм. Лишь одно обстоятельство эту радость омрачает: в полуфинале и финале Евролиги в составе армейцев был заметен только один россиянин — Никита Курбанов.
Остальные наши либо остались сидеть на скамейке, либо сыграли совсем мало. Легионеры вносят решающий вклад в успехи ЦСКА давно. Но никогда еще не было такого их... если не засилья, то изобилия. И на площадке, и в раздевалке английская речь преобладает над русской.
Лет 10 назад на пресс-конференции после матча ЦСКА — «Жальгирис» наставник армейцев Этторе Мессина на все вопросы журналистов отвечал только по-английски, а организаторы не потрудились обеспечить перевод на русский. Зато тренер литовцев Гинтарас Крапикас говорил на хорошем русском, без акцента. Тогда-то я впервые услышал от коллег: «А за ту ли команду мы сейчас болели?»
Отметим: «Труд» всегда с симпатией относился к Андрею Ватутину, который уже 17 лет работает в БК ЦСКА. Во-первых, его отец Владимир Ватутин много лет был журналистом нашей газеты, и старожилы помнят, как он приводил в редакцию маленького Андрюшу. Во-вторых, сам Андрей Владимирович — успешный руководитель и очень доброжелательный человек.
Впрочем, Ватутин, как и главный тренер ЦСКА Димитрис Итудис, работает в тех условиях, какие создают им РФБ и руководство Единой лиги ВТБ, которые год назад в очередной раз ослабили лимит на легионеров. В заявке российских команд на игру по-прежнему допускается иметь не более шести иностранцев, но в общем составе — восемь «варягов» вместо прежних семи.
Лимит на легионеров существует во многих национальных баскетбольных чемпионатах в Европе. Как правило, он довольно мягкий, при этом есть разделение на легионеров, имеющих или не имеющих европейское гражданство. Тем не менее олимпийский чемпион Иван ЕДЕШКО еще перед «Финалом четырех» откровенно заявил: «В Лиге ВТБ лишь в двух клубах делается ставка на российских игроков — в саратовском «Автодоре» и «Нижнем Новгороде». Но это, при всем уважении, клубы второго эшелона. А сколько игрового времени у россиян в ЦСКА, «Химках», УНИКСе, «Зените» и «Локомотиве-Кубани»? Во всех топ-клубах на первых ролях легионеры. Исключение — только Алексей Швед из «Химок». Я сторонник жесткого лимита на легионеров: максимум два-три легионера в заявке на сезон, иначе наши игроки не получают своего шанса».
А вот мнение олимпийской чемпионки Елены БАРАНОВОЙ, замдиректора по спортивной подготовке в УОР имени Гомельского: «Чем больше иностранцев в ЦСКА, тем менее интересны мне матчи армейцев. Да, они играют хорошо. Но каждый год одни приходят, другие уходят, а я привыкла болеть за тех спортсменов, которых хорошо знаю. Тем не менее путь в профессиональный баскетбол остается закрытым для большинства юных россиян. Мало наших команд в розыгрыше Лиги ВТБ — всего девять. Надо брать пример с КХЛ, где играют 19 российских клубов. А засилье иностранных тренеров? Каждый из них, приходя в российский клуб, тащит за собой целый штат специалистов и игроков. Когда в 1990-х наши тренеры ехали работать за границу, им не позволяли взять даже одного российского помощника, а навязывали своих молодых специалистов».