Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Если мошенники от имени жертвы взяли на портале «Государственные услуги» кредит, его можно оспорить. Как это сделать, рассказала в Telegram-канале пресс-служба Банка России.

Регулятор отмечает, что, «если в кредитной истории обнаружился договор, который вы не оформляли, важно действовать быстро». Центробанк советует в первую очередь запросить через этот сервис данные о своей кредитной истории. Они есть в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ). При этом, если доступ к «Госуслугам» потерян, в ЦККИ можно заказать справку.

«Если вы знаете свой код субъекта кредитной истории - через сайт Банка России. Код можно найти в кредитном договоре либо уточнить в банке или микрофинансовой организации (МФО), если вы брали у них кредит или заем. Если код вам не известен или вы ни разу не оформляли кредит - через любой банк или МФО, кредитный потребительский кооператив, бюро кредитных историй, почтовое отделение или нотариуса», - пояснили в ЦБ.

После выяснения места хранения кредитной истории нужно запросить выписку. В случае, если в ней обнаружен кредит или заем, который пострадавший не оформлял, нужно написать в банк или МФО заявление о том, что вы не оформляли договор по своей воле и не получали деньги.

«Попросите провести внутреннее расследование. Запросите подтверждающие документы, на основании которых были выданы деньги, а также реквизиты получателя средств. Если вы будете подавать заявление о несогласии в бумажном виде, потребуйте поставить отметку о его приеме на втором экземпляре», - сказано в инструкции.

Далее следует написать в полицию заявление о мошенничестве, приложить копию заявления и все документы, полученные от финансовой организации, и указать все обстоятельства, подтверждающие вашу непричастность. Это может быть детализация СМС за период, в который был оформлен кредит, время взлома, сканы электронных писем от «Госуслуг» и т. д. Полученный в полиции талон-уведомление нужно дослать в банк или в МФО.

Финансовая организация обязана ответить в течение 15 рабочих дней. Она может как аннулировать долг, так и отказать в этой просьбе. В случае, если банк или МФО дали формальный ответ, жалобу рассмотрит Банк России. При этом регулятор обращает внимание, что не вправе обязать банк или МФО списать долг - это может сделать только суд.

Перед подачей иска в ЦБ рекомендовали обратиться к финансовому уполномоченному, который рассматривает споры людей с банками и МФО на суммы до 500 тысяч рублей. Его решения имеют такую же юридическую силу, как и решения суда.

Для дополнительной защиты от мошенников в ЦБ рекомендовали использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию на «Госуслугах». Также там рекомендовали установить контрольный вопрос, активировать опцию уведомлений о входе и остерегаться фишинговых писем.