В ближайшие пару лет 48% предпринимателей намерены заниматься лишь сохранением нажитого и довольствоваться достигнутыми в прошлые годы производственными показателями. И лишь 12% бизнесменов не исключают расширения выпуска продукции до 30% и более. То есть не до жиру — быть бы живу?
Такие результаты были получены в результате совместного исследования ведущих аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) и Института экономики роста имени Столыпина. В стране были опрошены 1056 руководителей и собственников компаний, представляющих малый и средний бизнес в отраслях строительства, оптовой и розничной торговли, а также обрабатывающих производств.
Напомним, что, по недавнему заявлению секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, западные санкции привели к необходимости импортозамещения практически во всех отраслях экономики России. Поскольку почти 52% в общем импорте приходилось на «недружественные страны», которые ввели санкции более чем на 150 млрд долларов (в абсолютных цифрах за 2021 год). Среди наиболее пострадавших и сложных для замещения секторов экономики секретарь Совбеза назвал фармакологию (от 50% до 75% препаратов из стран Запада), автомобили, IT и микроэлектронику, а также товары широкого потребления.
Чуть позже российские аграрии предупредили о возможном сокращении урожайности и объемов сельхозпроизводства в следующем году, если отрасли не хватит импортных семян. В частности, в производстве сахарной свеклы используют 97% импортных посадочных материалов. Чуть лучше ситуация по другим культурам, за исключением зерновых. Однако на нынешней неделе в Вашингтоне были приняты решения, что американские санкции, введенные против РФ, не распространяются на предоставление продукции в сельскохозяйственной сфере, а также на транзакции, касающиеся любых клинических испытаний. В опубликованной Министерством финансов США лицензии говорится, что разрешаются связанные с РФ «транзакции, относящиеся к производству, продаже, транспортировке или предоставлению сельскохозяйственных товаров, сельскохозяйственного оборудования, медицине, медицинской аппаратуре, ее запчастям и компонентам или обновлениям программного обеспечения для нее, предотвращению распространения, диагностике или лечению COVID-19, включая исследования или клинические испытания, относящиеся к COVID-19, или клиническим испытаниям и иной исследовательской медицинской деятельности».
Но в других отраслях экономики приходится полагаться в основном на собственные силы — с некоторой и весьма недешевой помощью Китая. Однако опрошенные более 40% российских предпринимателей заявили, что не планируют в ближайшие год-два выпускать новую продукцию, а те, кто собирается это делать, в основном стремятся адаптировать к новым условиям уже существующие товары. И только 22,5% респондентов заявили о планах выпуска в ближайшие два года более технологически совершенных товаров или услуг. Нет у большинства компаний и намерений «занять места» ушедших из России западных фирм на остановленных предприятиях машиностроительного, приборостроительного секторов и профилей вспомогательного характера.
Результаты опроса говорят о высоких рисках длительной стагнации российской экономики, предупреждают авторы исследования. «Компании, следующие стратегии выживания, не вкладываются в персонал, не занимаются разработкой новой продукции, не осваивают новые рынки. В результате многие рыночные возможности могут быть упущены, а восстановление экономики будет крайне медленным», — пишут они.
Но это было и раньше: эксперты указывают, что до нынешних санкционных испытаний только у 10% опрошенных расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (Н-ИОКР) превышали 2% выручки в год. А большинство компаний осуществляли минимальные вложения в Н-ИОКР. И вряд ли ситуация изменится, если у бизнеса не появится заинтересованная поддержка местных властей, которым требуется конкретный результат, — как, например, это делается в Москве.
Нет пока серьезной надежды и на вузовский бизнес, который хронически недофинансируется.
«Если в мире 25% всех стартапов рождается в период учебы их авторов в университетах, то в России — всего 2-3%», — говорит сооснователь группы компаний «Т-ехноСпарк» Денис Ковалевич.
То есть здесь нашей стране требуется не импортозамещение, а импортоприобретение. С чем мы нас и поздравляем.