Россияне все чаще выбирают для отдыха речные круизы. В нынешнем году спрос на них вырос на 20%. Лучше всего продавались путешествия по Волге с отправлением из Москвы, но и по сибирским рекам туристы отправлялись в плавание гораздо чаще. Однако есть нюанс: выбирать речные туры надо зимой, иначе можно остаться ни с чем — мест в каютах теплоходов значительно меньше, чем желающих отплыть от берега.
Для начала две вдохновляющие цифры: общая протяженность внутренней речной системы превышает 120 тысяч км, а около трети россиян живут по берегам крупных водных артерий. Но при этом доля путешествий по внутренним рекам и озерам на туристическом рынке до последнего времени не превышала 1%. И вот, похоже, ситуация резко изменилась, и на это есть причины. Все дело в том, что жителям РФ приходится отказываться от услуг международных круизных компаний.
Визовые трудности и повышение цен заставляют вспомнить родную географию. Еще пару лет назад бюджетный недельный средиземноморский круиз обходился в 140-150 тысяч рублей на двоих, а сегодня он потянет на все 250 тысяч. И это еще без дороги до порта отправления и обратно. Волей-неволей начнешь искать альтернативу.
А она, альтернатива, есть. Круизы по российским рекам в зависимости от протяженности и класса выбранной каюты сегодня обойдутся от 5 до 15 тысяч рублей на человека в сутки. За эти деньги, как правило, предусмотрено трехразовое питание и развлекательная программа для детей и взрослых. Экскурсии на остановках обычно оплачиваются отдельно.
Конечно, состояние бороздящих речные и озерные просторы теплоходов разное. Выбрав круиз из нижнего ценового сегмента, можно оказаться на борту давно нуждающегося в реновации лайнера с не самым профессиональным экипажем. Но в среднем и тем более высоком сегменте переживать не за что.
Визитная карточка индустрии — двухнедельные круизы по маршруту Москва — Санкт-Петербург — Москва. Со времен СССР между столицами по воде путешествовали преимущественно иностранцы, но теперь такие вояжи доступны и для платежеспособных россиян. На этой линии работают построенные в ГДР и Австрии четырехпалубные лайнеры, которые, несмотря на солидный возраст, находятся в хорошей форме.
Заплатить за двухнедельное путешествие 300-400 тысяч могут далеко не все, так что самые востребованные маршруты короче и заметно дешевле. Наибольшим спросом в этом году пользовались круизы с отправлением из Москвы и возвращением обратно продолжительностью шесть — восемь дней. За это время можно, например, доплыть до Нижнего Новгорода, попутно посетив Калязин, Углич, Мышкин, Ярославль и Кострому. Такое путешествие обходилось в среднем в 80-90 тысяч рублей на человека.
А можно купить лишь часть такого плавания. К примеру, на маршруте из Москвы до Казани для многих путешественников конечной точкой был Нижний Новгород, из которого они потом добирались домой на поезде или самолете. Вырос спрос и на круизы выходного дня, рассчитанные на двухдневное плавание. За это время можно добраться до Твери, Углича или есенинского села Константиново на Оке, а вечером в воскресенье вернуться в Москву.
Рост интереса зафиксирован не только к волжским круизам. Гораздо больше путешественников отправились в плавания по Лене и Енисею. Выросла и глубина таких бронирований. Так что можно смело делать вывод: речные путешествия в моде. Одно отравляет мысли путешественника: дефицит кают и повышенный спрос привели к тому, что в этом сезоне средняя стоимость недельного волжского круиза едва не переплюнула вояж из Сочи по Черному, Мраморному и Эгейскому морям. А ведь так приятно смотреть на земную суету с палубы теплохода...