Главная Жизнь Происшествия 00:01 19 Января 2024 2279
Дорога смерти

Правительство озаботилось ростом числа автомобильных аварий. Но пока что предлагаемые меры не срабатывают

Михаил Морозов, обозреватель «Труда», профессиональный водитель со стажем вождения 40 лет
Деятельная озабоченность налицо, но главным средством повышения безопасности опять видятся видеокамеры. Фото: 12.mchs.gov.ru, globallookpress.com

8 января в Новгородской области на скоростной платной трассе М11 «Нева» случилось массовое ДТП — 17 последовательных аварий, в которых участвовали свыше 50 автомобилей. В результате погибли четверо, в том числе ребенок. За трагедией в Сети наблюдала вся страна.

Все началось с кроссовера марки Chery под управлением 70-летнего пенсионера. Его занесло, он столкнулся с отбойником и встал на дороге. В него врезались другие авто, которые не успели затормозить на скользкой дороге в сложных погодных условиях, — и так по цепочке.

По версии правоохранительных органов, обнародованной сразу после аварии, причиной могли стать покрышки на Chery, «не соответствующие дорожным условиям». Также в качестве возможных причин называлась плохая работа дорожных служб. Следственный комитет возбудил дело по статье «о выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни», а УМВД России по Новгородской области — второе уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

Эти две причины лежат на поверхности, думать особо не надо. К тому же водитель Chery погиб в ДТП после того, как в его авто врезалась другая машина, свалить на него вину просто. Что касается дорожных условий, то они были сложные из-за снега и снежной дымки, но трасса, по отзывам участников ДТП, была убрана.

Беды можно было бы избежать, если бы у водителя Chery имелась возможность убрать авто с дороги. Увы — трасса зажата металлическими отбойниками с двух сторон. Как заявил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, если бы не было правого отбойника, авария не собрала бы такого количества машин, и водители могли бы объехать ее по обочине или, в крайнем случае, съехать в кювет, чтобы избежать тяжелых последствий.

«Технологических дорог, съездов, карманов, какой-либо еще инфраструктуры для спасателей не предусмотрено. Трасса — смертельная ловушка: стоит зазеваться, и вторичная авария не заставит себя ждать. А дальше она становится массовой. В прошлом году спасатели уже эвакуировали людей с той же М-11 вертолетами, — говорит Шапарин. — Ничто не мешает убрать отбойник справа, он там просто не нужен. Там нет населенных пунктов, нет съездов. И животные на трассу не выйдут, потому что вдоль всей дороги стоит забор. Зато у водителей будет пространство для маневра:»

Но отбойник не убрали в прошлом году, скорее всего, не уберут и в нынешнем. Больше того, такую же смертельную ловушку устроили на новейшей трассе «Восток» Москва — Казань. Не потому ли, что отбойники — это дополнительные миллиарды «освоенных средств»? Немало этих средств было освоено при реализации национальных проектов «Безопасность дорожного движения» и «Безопасные и качественные автодороги». Стало меньше аварий и погибших. Но в прошлом году впервые с 2014 года печальные показатели поползли вверх. Общая аварийность на дорогах выросла на 4%, смертность — на 3%. А число опрокидываний автомобилей (по данным ГИБДД) за 8 месяцев прошлого года увеличилось на 24% — до 2800.

И вот правительство засучив рукава взялось за решение проблемы. Еще в прошлом году вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Росавтодору, «Автодору», региональным властям и МВД до 1 декабря разработать планы по снижению аварийности на дорогах. Одним из главных направлений обозначена установка видеокамер в самых аварийных местах. Срок — до 1 марта 2024 года. Планы должны также предусматривать обустройство пешеходных переходов, совмещенных с «лежачими полицейскими» (это такие гигантские бугры на дорогах, которые даже на низкой скорости преодолеть непросто без ущерба для автомобиля), и установку светофоров с кнопкой вызова сигнала на нерегулируемых переходах.

Регионам предписано обратить на это особое внимание. А мы обратим внимание на то, что все эти меры предусматривают освоение немалых средств и использование всевозможных технических ухищрений. Деньги есть — ума не надо?

До 15 мая нынешнего года поручено провести ревизию двухполосных загородных трасс в местах, где разрешен обгон, и при необходимости нанести разметку 1.11 (разрешает обгон только с одной стороны) в зонах ограниченной видимости. Это поручение связано с тем, что с января по август 2023 года произошло более 6700 аварий на встречной полосе, погибли 2300 человек (на 5,3% больше, чем годом ранее).

Для снижения числа вылетов с трасс вице-премьер поручил нанести шумовые полосы на двухполосных дорогах при подъезде к поворотам и установить знаки «Направление движения» с целью «дополнительного информирования водителей и концентрации их внимания». И т. д. и т. п.

Деятельная озабоченность налицо, но главным средством повышения безопасности опять видятся видеокамеры. Между тем, как считают эксперты, места концентрации ДТП возникают из-за плохой организации движения. Однако местным властям проще не разбираться с этим, а поставить комплекс видеофиксации в надежде на дополнительный доход в бюджет. При этом, как полагает эксперт ОНФ Екатерина Соловьева, во многих регионах ГИБДД стало сложно контролировать водителей (особенно пьяных) из-за сокращения штата инспекторов, а видеокамерами все нарушения не выявить.

Как следует из видео, злополучный Chery на трассе М-11 занесло, когда он обгонял по крайней правой полосе другой автомобиль, следовавший в среднем ряду, но медленнее. А в этой крайней правой полосе оставался снежный навал, образовавшийся после уборки трассы от снега. Возможно, это и стало причиной заноса и последующей трагедии. В былые времена такой маневр назывался обгон справа и был запрещен правилами как наиболее опасный. Ныне же это обгоном не считается, разрешено ПДД и час-то является единственной возможностью обогнать машины, двигающиеся в крайних левых рядах значительно медленнее разрешенной скорости. И, как считают эксперты, такой своеобразный хаос на скоростных магистралях, когда транспортные средства двигаются беспорядочно с разными скоростями, нередко не давая обогнать (опередить), и является причиной ДТП.

Как еще, например, объяснить ДТП на скоростной трассе без светофоров и пересечений в сухой летний день в левых рядах? Нередко причиной являются сложные маневры, которые вынуждены совершать водители, пытающиеся объехать очередную блондинку, ползущую в левом ряду. Как известно, действующие ПДД запрещают движение в левых рядах при свободных правых. Но большинство водителей ничего знать о том не хотят, а ГИБДД за такие нарушения не штрафует. Видеокамеры на это тоже закрывают глаза. А между тем такие ситуации стали большой проблемой для скоростных трасс. Вроде бы дорога хорошая, а проехать трудно. В большинстве стран Европы это правило жестко контролируется и соблюдается. В некоторых имеется нижний порог скорости, с которой можно двигаться по каждой полосе. В этом случае соблюдается золотое правило безопасной езды: равномерное движение потока без резких ускорений и замедлений. Обогнал слева и встроился в правый ряд, двигающийся медленнее.

Нынешним авариям часто есть и другое объяснение: использование смартфонов за рулем. Это нарушение также не фиксируют видеокамеры, ГИБДД штрафует за него крайне редко. А между тем, если водитель Chery на трассе М-11 хотя бы на секунды отвлекся от дороги, читая СМС, это могло стать причиной потери контроля на сложной трассе. Ваш корреспондент зафиксировал два видео, когда на сухой московской трассе летом автомобили, следовавшие впереди, вдруг начинали вилять, заезжали в соседний ряд и сталкивались с попутными машинами. В обоих случаях это произошло из-за использования телефона за рулем. Но ГИБДД эту причину не фиксирует, поскольку установить ее сложно. Гораздо проще написать: не справился с управлением. А почему не справился — дело десятое...

Мало того, что при реализации программ безопасности доминирует монетарный подход, освоение средств, другими словами. Так еще и при наличии научных центров безопасности движения думать серьезно и советоваться с экспертами и практиками никто не хочет. Вот и получается, что, несмотря на реализацию масштабных нацпроектов, аварийность опять поползла вверх. И одними видеокамерами и штрафами эту проблему не решишь.

Между тем

Статистика фиксирует тревожное явление: увеличение наездов на пешеходов, в том числе на пешеходных переходах. Но никто и не собирается анализировать причины. А что мы видим на дорогах? Получившие безусловный приоритет пешеходы часто выбегают на переход, не заботясь, сможет ли водитель затормозить на скользкой дороге. Переходят дорогу, где кому вздумается. В случае чего виноватым назначат водителя... Чтобы сохранить жизни, нужно возложить часть ответственности на пешехода. Но об этом тоже никто не собирается думать. Ну и, конечно, водителей надо готовить гораздо серьезнее, чем сейчас. А не раздавать водительские права направо и налево, наделяя ими тех, кто едет, не ориентируясь в пространстве, знаках и дорожной разметке.

Источники сообщают, что один из бывших подчиненных замглавы Минобороны, Антон Филатов, дал против него показания 

Фото: © MOD Russia, globallookpress.com

Бывшему заместителю министра обороны РФ Тимуру Иванову предъявлено новое обвинение. На этот его подозревают в растрате в особо крупном размере. Об этом в понедельник, 7 октября сообщает ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы. «Иванову...

В результате удара уничтожены многофункциональная РЛС, пусковая установка и личный состав дивизиона

Фото из соцсетей

Вооруженные силы России с помощью «Искандеров» поразили дивизион зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Patriot, переданных украинским войскам властями США. Об этом в среду, 9 октября сообщает Министерство обороны РФ. По данным...

По предварительным данным, в потерпевшем крушение грузовом самолете находились россияне Виктор Гранов и Антон Селиванец 

Фото: © MOD Russia, globallookpress.com

Экипаж самолета Ил-76, сбитого в понедельник, 21 октября на западе Судана, летел на помощь другому воздушному судну – самолету Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), получившему повреждения при посадке в суданской провинции...

Злоумышленники были вооружены топорами и молотками; они отобрали у рабочих телефоны и разбили оборудование 

Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Группа неизвестных забралась на территорию одного из заводов в Санкт-Петербурге, занимающегося в том числе изготовлением деталей для авиационной техники, и разгромили цех по производству запчастей для вертолетов. Об этом в четверг, 17 октября...

39-летний велопутешественник последний раз выходил на связь 25 октября; ранее он объехал на велосипеде Кавказ, Азию, Индию, Монголию и Афганистан 

Вася Щупальце, он же Игорь Бабко. Кадр видео с YouTube

Тревел-блогер из Санкт-Петербурга Игорь Бабко, известный в Сети под никнеймом Вася Щупальце, попал в плен к членам радикального исламистского движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация...

Подробностей об обстоятельствах смерти военнослужащего командир подразделения Апти Алаудинов не привел

Кадр видео с Telegram-канала Апти Алаудинова

Командир спецназа «Ахмат» Апти Алаудинов сообщил о гибели в зоне специальной военной операции «лучшего из известных» ему штурмовиков. Речь идет о бойце с позывным «Киллер», которого Алаудинов назвал «дорогим...

Шерип Алихаджиев в начале 2000-х работал в Чечне, но после гибели бывшего главы республики уехал. Рамзан Кадыров называл его преступником 

Кадр оперативной съемки СК РФ

Покушение на помощника депутата Госдумы Шерипа Алихаджиева совершено в Московской области. По сведениям СМИ, инцидент произошел накануне, 10 октября, на веранде дома политика в деревне Лапино Одинцовского городского округа. На момент покушения...

Накануне стало известно, что близ поселка Коренево из подбитой украинской техники уже образовалась целая «дорога смерти», растянувшаяся на десятки км

Кадр видео с YouTube

Российские военные из 810-й бригады морской пехоты на двух БТР разгромили в Курской области колонну вооруженных сил Украины (ВСУ), состоявшую из 19 единиц техники. Произошедшее попало на видео и было опубликовано Telegram-каналом...

Одного за другим видных петербургских чиновников ведут на допрос, потом в суд, а оттуда в СИЗО

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Svetlana Vozmilova, globallookpress.com

Люди, облеченные полномочиями, еще совсем недавно рулившие очень важными процессами в городе на Неве, оказываются под следствием и арестом. А некоторые чиновники поспешно пишут заявления об уходе «по собственному...

Ответственность за катастрофу уже взяли на себя мятежники из ранее проправительственной военизированной организации Сил быстрого реагирования 

Кадр видео с YouTube

Грузовой самолет Ил-76, на борту которого находились россияне, сбит на западе североафриканского государства Судан. Об этом в понедельник, 21 октября сообщает Telegram-канал Mash. В Сети также появились первые видео с места крушения. На кадрах...

Ранее минобороны страны широко рекламировало назначение Ивонны Грей командиром судна: это хорошо вписывалось в «актуальную повестку»

Фото: © New Zealand Defense, globallookpress.com

Специализированное водолазное и гидрографическое судно HMNZS Manawanui Королевских военно-морских сил (ВМС) Новой Зеландии затонуло после того, как село на мель на рифе у побережья острова Уполу в Самоа. Кораблем, стоимость которого составляет...

По сведениям СМИ, беспилотник PD-2 был нагружен 19 кг взрывчатки и пролетел около 500 км от украинской границы 

Кадр видео с Telegram-канала Mash

Украинские военные утром четверга, 10 октября атаковали военный аэродром в Майкопе. Для атаки, как сообщает Telegram-канал Mash, были использованы американские беспилотники PD-2. Канал опубликовал фотографии с места инцидента. Как стало...

Неустановленные мошенники обманули больше 800 россиян

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Jim West, globallookpress.com

Многомиллиардная афера провернута на российском автомобильном рынке. Пострадавших больше 800, и не все еще выявлены. Зато обвиняемых и подследственных нет. Как говорят в таких случаях, «прокуратура отдыхает»....

«Все думают, что мы будем расправляться с этими львами, но это абсурдно. Львы остаются львами», - подчеркнул директор учреждения Олег Зубков 

Фото: © Serguei Fomine, globallookpress.com

Администрация крымского сафари-парка «Тайган» заявила, что не станет ни усыплять, ни применять какое-либо «наказание» ко львам, которые накануне загрызли сотрудницу. Директор парка Олег Зубков заявил журналистам издания...

В результате была повреждена сама дамба, а также проходящая через нее автомобильная дорога

После подрыва уровень воды в реке Волчьей поднялся на 1,2 метра

Военный корреспондент украинского телеканала ТСН Юлия Кириенко опубликовала видеозапись, на которой запечатлен подрыв дамбы Кураховского водохранилища в Донецкой Народной Республике. Ролик выложен в Telegram-канале ТСН. На кадрах видно, как...

Степанюк был специализированным инструктором по минно-взрывному делу и имел множество наград от украинского правительства 

Руслан Степанюк. Фото из соцсетей

Подполковник центра специальных операций службы безопасности Украины (СБУ) Руслан Степанюк ликвидирован на Покровском направлении в Донецкой Народной Республике. Об этом в пятницу, 18 октября сообщил в своем Telegram-канале военный эксперт Борис...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?