Главная Жизнь Происшествия 00:01 19 Января 2024 2361
Дорога смерти

Правительство озаботилось ростом числа автомобильных аварий. Но пока что предлагаемые меры не срабатывают

Михаил Морозов, обозреватель «Труда», профессиональный водитель со стажем вождения 40 лет
Деятельная озабоченность налицо, но главным средством повышения безопасности опять видятся видеокамеры. Фото: 12.mchs.gov.ru, globallookpress.com

8 января в Новгородской области на скоростной платной трассе М11 «Нева» случилось массовое ДТП — 17 последовательных аварий, в которых участвовали свыше 50 автомобилей. В результате погибли четверо, в том числе ребенок. За трагедией в Сети наблюдала вся страна.

Все началось с кроссовера марки Chery под управлением 70-летнего пенсионера. Его занесло, он столкнулся с отбойником и встал на дороге. В него врезались другие авто, которые не успели затормозить на скользкой дороге в сложных погодных условиях, — и так по цепочке.

По версии правоохранительных органов, обнародованной сразу после аварии, причиной могли стать покрышки на Chery, «не соответствующие дорожным условиям». Также в качестве возможных причин называлась плохая работа дорожных служб. Следственный комитет возбудил дело по статье «о выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни», а УМВД России по Новгородской области — второе уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

Эти две причины лежат на поверхности, думать особо не надо. К тому же водитель Chery погиб в ДТП после того, как в его авто врезалась другая машина, свалить на него вину просто. Что касается дорожных условий, то они были сложные из-за снега и снежной дымки, но трасса, по отзывам участников ДТП, была убрана.

Беды можно было бы избежать, если бы у водителя Chery имелась возможность убрать авто с дороги. Увы — трасса зажата металлическими отбойниками с двух сторон. Как заявил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, если бы не было правого отбойника, авария не собрала бы такого количества машин, и водители могли бы объехать ее по обочине или, в крайнем случае, съехать в кювет, чтобы избежать тяжелых последствий.

«Технологических дорог, съездов, карманов, какой-либо еще инфраструктуры для спасателей не предусмотрено. Трасса — смертельная ловушка: стоит зазеваться, и вторичная авария не заставит себя ждать. А дальше она становится массовой. В прошлом году спасатели уже эвакуировали людей с той же М-11 вертолетами, — говорит Шапарин. — Ничто не мешает убрать отбойник справа, он там просто не нужен. Там нет населенных пунктов, нет съездов. И животные на трассу не выйдут, потому что вдоль всей дороги стоит забор. Зато у водителей будет пространство для маневра:»

Но отбойник не убрали в прошлом году, скорее всего, не уберут и в нынешнем. Больше того, такую же смертельную ловушку устроили на новейшей трассе «Восток» Москва — Казань. Не потому ли, что отбойники — это дополнительные миллиарды «освоенных средств»? Немало этих средств было освоено при реализации национальных проектов «Безопасность дорожного движения» и «Безопасные и качественные автодороги». Стало меньше аварий и погибших. Но в прошлом году впервые с 2014 года печальные показатели поползли вверх. Общая аварийность на дорогах выросла на 4%, смертность — на 3%. А число опрокидываний автомобилей (по данным ГИБДД) за 8 месяцев прошлого года увеличилось на 24% — до 2800.

И вот правительство засучив рукава взялось за решение проблемы. Еще в прошлом году вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Росавтодору, «Автодору», региональным властям и МВД до 1 декабря разработать планы по снижению аварийности на дорогах. Одним из главных направлений обозначена установка видеокамер в самых аварийных местах. Срок — до 1 марта 2024 года. Планы должны также предусматривать обустройство пешеходных переходов, совмещенных с «лежачими полицейскими» (это такие гигантские бугры на дорогах, которые даже на низкой скорости преодолеть непросто без ущерба для автомобиля), и установку светофоров с кнопкой вызова сигнала на нерегулируемых переходах.

Регионам предписано обратить на это особое внимание. А мы обратим внимание на то, что все эти меры предусматривают освоение немалых средств и использование всевозможных технических ухищрений. Деньги есть — ума не надо?

До 15 мая нынешнего года поручено провести ревизию двухполосных загородных трасс в местах, где разрешен обгон, и при необходимости нанести разметку 1.11 (разрешает обгон только с одной стороны) в зонах ограниченной видимости. Это поручение связано с тем, что с января по август 2023 года произошло более 6700 аварий на встречной полосе, погибли 2300 человек (на 5,3% больше, чем годом ранее).

Для снижения числа вылетов с трасс вице-премьер поручил нанести шумовые полосы на двухполосных дорогах при подъезде к поворотам и установить знаки «Направление движения» с целью «дополнительного информирования водителей и концентрации их внимания». И т. д. и т. п.

Деятельная озабоченность налицо, но главным средством повышения безопасности опять видятся видеокамеры. Между тем, как считают эксперты, места концентрации ДТП возникают из-за плохой организации движения. Однако местным властям проще не разбираться с этим, а поставить комплекс видеофиксации в надежде на дополнительный доход в бюджет. При этом, как полагает эксперт ОНФ Екатерина Соловьева, во многих регионах ГИБДД стало сложно контролировать водителей (особенно пьяных) из-за сокращения штата инспекторов, а видеокамерами все нарушения не выявить.

Как следует из видео, злополучный Chery на трассе М-11 занесло, когда он обгонял по крайней правой полосе другой автомобиль, следовавший в среднем ряду, но медленнее. А в этой крайней правой полосе оставался снежный навал, образовавшийся после уборки трассы от снега. Возможно, это и стало причиной заноса и последующей трагедии. В былые времена такой маневр назывался обгон справа и был запрещен правилами как наиболее опасный. Ныне же это обгоном не считается, разрешено ПДД и час-то является единственной возможностью обогнать машины, двигающиеся в крайних левых рядах значительно медленнее разрешенной скорости. И, как считают эксперты, такой своеобразный хаос на скоростных магистралях, когда транспортные средства двигаются беспорядочно с разными скоростями, нередко не давая обогнать (опередить), и является причиной ДТП.

Как еще, например, объяснить ДТП на скоростной трассе без светофоров и пересечений в сухой летний день в левых рядах? Нередко причиной являются сложные маневры, которые вынуждены совершать водители, пытающиеся объехать очередную блондинку, ползущую в левом ряду. Как известно, действующие ПДД запрещают движение в левых рядах при свободных правых. Но большинство водителей ничего знать о том не хотят, а ГИБДД за такие нарушения не штрафует. Видеокамеры на это тоже закрывают глаза. А между тем такие ситуации стали большой проблемой для скоростных трасс. Вроде бы дорога хорошая, а проехать трудно. В большинстве стран Европы это правило жестко контролируется и соблюдается. В некоторых имеется нижний порог скорости, с которой можно двигаться по каждой полосе. В этом случае соблюдается золотое правило безопасной езды: равномерное движение потока без резких ускорений и замедлений. Обогнал слева и встроился в правый ряд, двигающийся медленнее.

Нынешним авариям часто есть и другое объяснение: использование смартфонов за рулем. Это нарушение также не фиксируют видеокамеры, ГИБДД штрафует за него крайне редко. А между тем, если водитель Chery на трассе М-11 хотя бы на секунды отвлекся от дороги, читая СМС, это могло стать причиной потери контроля на сложной трассе. Ваш корреспондент зафиксировал два видео, когда на сухой московской трассе летом автомобили, следовавшие впереди, вдруг начинали вилять, заезжали в соседний ряд и сталкивались с попутными машинами. В обоих случаях это произошло из-за использования телефона за рулем. Но ГИБДД эту причину не фиксирует, поскольку установить ее сложно. Гораздо проще написать: не справился с управлением. А почему не справился — дело десятое...

Мало того, что при реализации программ безопасности доминирует монетарный подход, освоение средств, другими словами. Так еще и при наличии научных центров безопасности движения думать серьезно и советоваться с экспертами и практиками никто не хочет. Вот и получается, что, несмотря на реализацию масштабных нацпроектов, аварийность опять поползла вверх. И одними видеокамерами и штрафами эту проблему не решишь.

Между тем

Статистика фиксирует тревожное явление: увеличение наездов на пешеходов, в том числе на пешеходных переходах. Но никто и не собирается анализировать причины. А что мы видим на дорогах? Получившие безусловный приоритет пешеходы часто выбегают на переход, не заботясь, сможет ли водитель затормозить на скользкой дороге. Переходят дорогу, где кому вздумается. В случае чего виноватым назначат водителя... Чтобы сохранить жизни, нужно возложить часть ответственности на пешехода. Но об этом тоже никто не собирается думать. Ну и, конечно, водителей надо готовить гораздо серьезнее, чем сейчас. А не раздавать водительские права направо и налево, наделяя ими тех, кто едет, не ориентируясь в пространстве, знаках и дорожной разметке.

Целью стало здание гостиницы «Дружба», которое в результате удара было частично разрушено

Фото: пресс-служба Министерства обороны России, globallookpress.com

В ходе специальной военной операции Вооруженные силы России нанесли ракетный удар по зданию гостиницы «Дружба» в Кривом Роге. Об этом сообщает Telegram-канал «Операция Z: Военкоры русской весны». «Ракета ударила...

Как россияне воспринимают атаки дронов?

Евгений Акатов
Труд
Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

На этой неделе российские регионы, включая столичный, пережили самый массированный налет вражеских беспилотников. Как сообщает Минобороны, в ночь на 11 марта более 330 аппаратов прилетели со смертоносной начинкой. Под...

Расправу над одним из инициаторов поджога одесского Дома профсоюзов в 2014-м украинские власти считают заказным преступлением 

Фото: Служба безопасности Украины

46-летний мужчина, меньше месяца назад дезертировавший из рядов вооруженных сил Украины (ВСУ), подозревается в убийстве украинского националиста Демьяна Ганула. Последний причастен к сожжению людей в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014...

По сведениям Владимира Рогова, украинские военные использовали здание как пункт дислокации 

Кадр Telegram-канала «Изнанка»

Вооруженные силы Российской Федерации нанесли удар ракетой «Искандер» по зданию службы безопасности Украины (СБУ) в городе Краматорске на территории Донецкой Народной Республики, где, предположительно, проходило...

По сведениям военкоров, газоизмерительная станция «Суджа» на границе РФ и Украины горит настолько сильно, что пожар был виден из Курска 

Кадр Telegram-канала «Мир сегодня с «Юрий Подоляка»

Вооруженные силы Украины (ВСУ) в ночь на пятницу, 21 марта нанесли удар по газоизмерительной станции (ГИС) «Суджа» на границе России и Украины. В результате, по сведениям российских военкоров, на газопроводе на границе...

По свидетельству Андрея Марочко, украинские военные сбрасывают тела погибших сослуживцев в воронки от артснарядов 

Фото: © Oleksandr Klymenko, globallookpress.com

Бойцы вооруженных сил Украины (ВСУ) устраивают стихийные захоронения у Кременной – города в Северодонецком районе Луганской Народной Республики, бросая тела погибших сослуживцев в воронках, оставленных артиллерийскими снарядами, и даже...

Также у российских войск есть небольшое продвижение западнее Золотаревки 

Фото: Mykhaylo Palinchak, globallookpress.com

Бойцы вооруженных сил Украины (ВСУ) бросили позиции у Северска в Донецкой Народной Республике, не выдержав натиска российских военных. Об этом в пятницу, 21 марта сообщил ТАСС военный эксперт Андрей Марочко. По его словам, РФ нанесла...

Подразделение, в состав которого входили от 100 до 200 человек, целиком объявлено пропавшим без вести 

Фото: © Oleksandr Klymenko, globallookpress.com

Элитная рота вооруженных сил Украины (ВСУ) «Магура» бесследно исчезла под Курском. Об этом в пятницу, 7 марта сообщает «АиФ». Как стало известно журналистам издания, родственники украинских военнослужащих...

Удар по газотранспортной станции был нанесен, несмотря на то, что накануне Зеленский согласился на «энергетическое перемирие» с РФ 

Кадр видео с YouTube

Военблогер Юрий Подоляка сообщил, что масштабный пожар на газоизмерительной станции (ГИС) «Суджа», расположенной на границе России и Украины, возник в результате действий вооруженных сил Украины (ВСУ), которые, стремительно...

К настоящему времени известно уже о шестерых погибших туристах; ранее СМИ сообщали о четырех жертвах аварии 

Фото: © Manfred Bail, globallookpress.com

Стала известна предварительная причина трагедии на египетском курорте Хургада, где в четверг, 27 марта затонул прогулочный батискаф с российскими туристами. Как стало известно обозревателям Telegram-канала Mash, один из двух пилотов батискафа...

В подмосковных Мытищах обнаружен первый в стране автомобильный хулиган, обвиняемый в опасной игре в «шашечки»

Алекс Громов
Труд
Фото: Adrian C. Nitu/imagebroker.com, globallookpress.com

Выдала 19-летнего хозяина «Лады Гранта» видеозапись, когда тот затеял на улице Юбилейной опасную игру: обгоняя, совершал рискованные маневры — в общем, «создавал угрозу для жизни и здоровья других...

Электросамокатный сезон в Петербурге начался с вала ежедневных тяжелых происшествий

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Электросамокатный сезон, стартовавший в Петербурге на месяц раньше прошлогоднего, начался с вала ежедневных тяжелых происшествий. На тротуарах идет настоящая охота за пешеходами, на что жалуются даже депутаты, которые...

Масштабное сражение в приграничной полосе, словно магнит, притягивает и нашу, и вражескую авиацию, отмечают специалисты 

Фото: U.S. Air Force, globallookpress.com

Российским войскам, вероятно, удалось сбить американский истребитель F-16, ранее переданный ВСУ. Информация распространена рядом Telegram-каналов и пока не получила официального подтверждения или опровержения со стороны Минобороны. «Первый...

Число погибших, по последним данным, увеличилось до семи 

Кадр видео с YouTube

Судьба восьмерых человек остается неизвестной после инцидента с прогулочным батискафом «Синдбад», затонувшим в четверг, 27 марта у берегов египетского курорта Хургада. Об этом журналистам издания «Подъем» сообщил генконсул...

Фигурант состоял в террористическом сообществе, его завербовала украинская военная разведка

Фото: Вадим Ахметов/Ura.Ru, globallookpress.com

Сотрудники Федеральной службы безопасности России предотвратили в Московской области террористический акт против курсантов одного из военных вузов. Его готовил российский военнослужащий, завербованный спецслужбами Украины. Как сообщает Центр...

Правящий на Украине политический режим игнорирует взятые им самим на себя обязательства, подчеркнули в ведомстве

Фото: Дмитрий Смоленко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Вооруженные силы Украины (ВСУ) за прошедшие сутки совершили шесть атак на объекты российской энергетической инфраструктуры. Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства обороны РФ. В частности, по данным...