Многомиллиардная афера провернута на российском автомобильном рынке. Пострадавших больше 800, и не все еще выявлены. Зато обвиняемых и подследственных нет. Как говорят в таких случаях, «прокуратура отдыхает». А, собственно, почему?
Помимо того что серьезных денег лишились наши сограждане, базой для махинаций стала госпрограмма параллельного импорта — официально разрешенная в стране перепродажа зарубежного товара для поддержания собственного рынка. В России ее ввели в апреле 2022-го в ответ на международные санкции как альтернативный канал поставки, способный наполнить потребительский рынок.
Схема работает так: физические и юридические лица покупают товары в другой стране не у производителя, а у посредников, а затем ввозят в Россию и растаможивают. Для нашей страны это был выход из запретного круга. И все официально: товар, разрешенный к ввозу по такой схеме, должен быть занесен в список Минпромторга. Автомобили в этой схеме на первых местах. Запасы новых иномарок европейских, американских, японских брендов у дилеров в России устремились к нулю, а тут пожалуйте: новая схема ввоза, к тому же серая, что для покупателя обычно означает «подешевле». На чем россияне и попались.
Афера брала начало в Казахстане, где «неустановленные лица» предлагали местным гражданам оформить на себя покупку авто в кредит, объясняя, что машины предназначены для работы в таксопарках и прокате. Согласным на сделку гарантировали расплату по кредиту плюс к этому 2 млн тенге (400 тысяч рублей) и возможность дешево выкупить авто после года-двух эксплуатации в такси. Машины недешевые: Hyundai Elantra, Sonata, Toyota Camry. Заманчиво! Понимали ли «согласные», что их приглашают в банду, неизвестно — следствия-то не было и нет.
А далее автомобили, не проработав ни дня в таксопарке, вывозились в Россию и продавались. Казахстанские автосалоны, не получая кредитных платежей, требовали от покупателей денег, обманутые шли в полицию с заявлениями о мошенничестве, вывезенные в РФ машины объявлялись в международный розыск. Ну а крайними становились российские автовладельцы, купившие «железного коня» в автосалоне со всеми документами. Увы, в скором времени обновки на колесах у них стали изымать при первом же визите в ГИБДД: машина числится в розыске!
Сегодня обманутые россияне бегают по судам и адвокатам, пытаясь выручить свое имущество, за которое уплачены сумасшедшие деньги. Юристы дают советы (тоже не бесплатные), но не дают гарантий. А где же государство? Оно отбежало в сторону, оставив своих граждан в беде без помощи. А ведь должно помогать. Дело касается россиян, не нарушивших закон. Но еще потому, что афера была прикрыта разрешенным и даже разрекламированным государством параллельным импортом. Вводя его, власть должна была проанализировать возможные последствия и принять нормативные акты, которые сделали бы невозможными подобного рода мошенничества. А сегодня, прозевав аферу, обязана создать по линии взаимодействия межгосударственных полицейских группу, которая бы прошерстила все 800 с лишним случаев — с поимкой и наказанием аферистов.
Иначе зачем оно — государство?