Хедлайнером нынешнего фестиваля неожиданно станет… Максим Горький. Его пьесы привезут в Москву сразу два крупных европейских режиссера. Один из них — хорошо известный у нас литовец Оскарас Коршуновас, мастер пышной театральности и поэтических метафор. Однако его новый спектакль «На дне» будет совершенно иным — тихим, камерным и психологически тонким. От знаменитой пьесы Горького в нем остался последний акт, уже после ухода проповедника Луки. Актеры сидят за длинным столом, заставленным гранеными стаканами, и не столько играют, сколько ведут интимный, глаза в глаза, разговор со зрителем. А самым смелым предлагают выпить настоящей водки.

А вот имя голландского режиссера Иво ван Хове москвичам пока неизвестно, хотя в Европе это фигура весьма важная. В постановке титулованного голландца «буревестник революции» звучит пугающе актуально. Действие пьесы «Дети солнца» перенесено во вторую половину XX века, в некую гостиную с говорящим по-русски телевизором. Но речь в спектакле не столько о «совке», сколько о всей Европе, где прекраснодушные мечты русской интеллигенции сегодня выглядят нелепо и абсурдно. Спектакль отлично сыгран, в нем много юмора и едкого социального гротеска. Но когда в финале на зрителей обрушивается «Интернационал» и видеохроника тоталитарных режимов, становится уже не смешно.

Чтобы отвлечься от грустных мыслей, можно посетить «Общество» норвежского режиссера Йо Стромгрена. Его тонкая и остроумная постановка сделана в жанре physical theatre. Слова тут не играют никакой роли, поскольку актеры говорят на несуществующем языке. С помощью жестов и выразительных мизансцен они рассказывают о клубе любителей кофе, устраивающих скандал из-за обнаруженного чайного пакетика. Это не требующее перевода действо имело грандиозный успех в 45 странах. Наверняка понравится оно и москвичам, уже вкусившим отравы корпоративной культуры.

А вот «Смерть и реинкарнация ковбоя» — зрелище для поклонников жесткого радикального театра. В спектакле испанца Родриго Гарсия и его труппы с красноречивым названием «Мясная лавка» будут едкие шаржи на общество потребления, разговоры об эвтаназии, голые совокупляющиеся тела, разбитые об пол гитары, ненормативная лексика, а также остроумное видео, изображающее, к примеру, смерть круасана.

Поклонникам актуального искусства нужно обязательно увидеть спектакль «22.13», балансирующий на грани театра и видеоперформанса. Известный французский художник и кинематографист Пьерик Сорен, четыре года назад покоривший Москву выставкой «Видеопрыжок», в своих работах сочетает высокие технологии и живой театр. Один актер, существуя параллельно на сцене и на экранах, играет множество разных персонажей и развлекает публику забавными трюками: скажем, проецирует на живот свой фотопортрет с подергивающимся ртом.

А завершит фестиваль «Diceman» Виктора Бодо. В прошлом году его бессловесный перформанс «Час, когда мы ничего не знали друг о друге» получил «Золотую маску» как лучший показанный в России зарубежный спектакль. В этот раз венгерский режиссер расскажет историю психиатра, который решил покончить с рутиной и внести в свою жизнь элемент неожиданности, доверяя каждый свой шаг жребию, выброшенному на игральных костях. Местная пресса аттестует спектакль как «первоклассное постмодернистское кабаре». У нас интеллектуальных развлечений такого уровня днем с огнем не сыщешь. Так что этот спектакль пропустить никак нельзя.