...Жил-был в живописной долине Вогезских гор король Рене со слепой от рождения, но не ведающей о своем несчастье дочерью Иолантой. Под страхом смерти никто не смел открыть девушке страшную тайну. Но приглашенный королем мавританский доктор сказал несчастному отцу: исцеление возможно лишь в том случае, если она узнает о своей слепоте и всем сердцем пожелает прозрения. Пришло прозрение вместе с рыцарем Водемоном, случайно попавшим в королевский сад. Водемон попросил подарить ему на память красную розу. Вместо красной девушка протянула... белую. Когда рыцарь понял, что прелестная, как роза, Иоланта слепа, он рассказал ей, как на самом деле прекрасен мир. И Иоланта прозрела.
Да простят меня любители оперного искусства за несколько вольный пересказ сюжета бессмертной "Иоланты". Но и заслуженная артистка России Лидия Ковалева, блистательно исполнявшая в Большом театре главную партию в этой опере, и ее супруг - солист Большого, народный артист России Лев Кузнецов (Водемон), думаю, согласятся со мной в главном: великое счастье - наслаждаться окружающим нас миром, ощущать притяжение земли, созидать.
Взять хоть Берендеевку - подмосковный уголок, где лет 20 назад Кузнецову и Ковалевой (Иоланте и Водемону - я их так про себя и называю), как и другим артистам Большого театра, был выделен земельный надел в десять с лишним соток.
- Всякий раз еду туда, как в экспедицию,- смеется Кузнецов. - И уже не представляю себя без Берендеевки. Театр забирает очень много эмоций. А природа наполняет тебя ими.
В их саду десяток яблонь разных сортов, крыжовник, красная смородина, терн. Лев Леонтьевич уверяет, что именно терн необычайно красиво цветет. Роз сейчас нет - увы, розарий вымерз. Но Иоланта и Водемон в общем-то отдают предпочтение другим цветам. Кузнецову, например, больше всего по душе простенькие, незатейливые - ромашки, незабудки. Лидия Федоровна неравнодушна к хризантемам, тюльпанам.
Про тюльпаны Кузнецов мне рассказал забавную историю. Был он как-то на очередных зарубежных гастролях. И решил в стране тюльпанов Голландии непременно разжиться луковицами тамошних цветов. Чего уж проще - купи. Ан нет. Есть у российских цветоводов поверье - если ты у кого-нибудь тайком луковицу, отросточек позаимствуешь, они приживутся просто великолепно. Памятуя о странном поверье этом, наш Водемон попытался выкопать пару луковиц в одном из голландских парков, но они были чертовски глубоко посажены. Тем не менее две луковички, как Лев Леонтьевич и задумывал, он все же позаимствовал. Правда, не в парке. Прижились они в Берендеевке на ура.
Водемон на днях вернулся из Бишкека с международного фестиваля. Курс держит на Берендеевку. В июле уедет во Франкфурт - петь в "Аиде". Потом опять будет "окно" для общения с природой. А в августе Кузнецов отправится в Сеул - в опере "Пиковая дама", которую москвичи покажут сеульцам, у него партия Германа. Возвратившись оттуда, само собой, помчится опять в свою подмосковную вотчину.
Когда говорят, что людей искусства ничего, кроме искусства, не интересует, это, простите, по меньшей мере лукавство. Коли и вправду ничего, то тогда человек слеп, обеднен. Артисты Большого (не только Кузнецов с Ковалевой, но и Фуад Мансуров, Александр Архипов, Нина Терентьева, Владимир Мальченко и другие) в Берендеевке словно подзаряжаются, обретают второе дыхание. Это же чудо, что ты собственными руками посадил яблоню, которая теперь дает плоды, что не какой-нибудь сказочный садовник, а именно ты выпестовал шикарную хризантему или розу! Не только на сцене, но и в обыденной жизни есть место сказке. Лишь незрячий не видит этого.