Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как заинтересовать юных телезрителей любимыми фильмами их мам и пап, насколько за последние десятилетия изменились ориентиры и ценности, почему современным детям порой нравятся крайне странные персонажи? Обо всем этом рассказывает генеральный продюсер телеканала «МУЛЬТ», главный редактор телеканала «КиноМульт» Татьяна Цыварева.
— Познакомить детей с любимыми мультиками нашего детства — мечта всех мам и пап, но на практике эта встреча не всегда проходит гладко.Помню, моя подруга пыталась заинтересовать свою пятилетнюю дочь «Приключениями поросенка Фунтика» — ну не шло! Девочка смотрела, чтобы не обидеть маму, но как только та выходила из комнаты, — доставала планшет и начинала рисовать принцессам усы и красить их волосы в безумные цвета. Все-таки за 30-40 лет многое изменилось: дети привыкли к другому киноязыку, темпу, стилистике, ценностям...
— А еще — к другому монтажу, цветам, технологиям. Во времена нашего детства мультфильмы рисовали художники, сейчас привычнее воспринимается компьютерная графика, но я не соглашусь, что изменились главные ценности: дети по-прежнему хотят проводить больше времени с мамой и папой, общаться со сверстниками, учиться дружить. Поэтому канал «КиноМульт» мы создавали не только для детей, но и для их родителей: знакомиться с советской классикой лучше в тандеме со взрослыми. Современным детям может быть что-то непривычно даже на уровне картинки. Почему, например, у Электроника такая смешная прическа? Что за нелепую панаму носит упомянутый вами поросенок Фунтик? На этом этапе и должны подключиться взрослые — рассказать, в какое время это снималось, какие тогда были реалии... Но вообще это не самое главное, гораздо важнее видеть эмоциональный отклик от старших: смотрят ли они эти ленты сами, сопереживают ли, смеются? Если взрослые выдают живую реакцию, то втянется и их чадо,а если просто сажают дитя у телека и идут по своим делам, — уткнется в планшет. Интересно или нет, круто или старомодно — все это становится понятно ребёнку без слов на уровне взглядов, улыбки. Меня всегда удивляет, когда говорят: мол, дети стали интровертивными, ушли в гаджеты... А мы? Тоже ведь сидим в телефонах и ноутбуках, так что они просто берут с нас пример. Поэтому и был задуман телеканал «КиноМульт», — чтобы родителям и детям было о чем поговорить, чтобы возникали общие смыслы, темы, шутки.
Ну а советское кино — это огромный культурный пласт, вписанный в наше сознание настолько глубоко, что мы сами этого не замечаем! Одни крылатые выражения из фильмов тянут на отдельное социологическое исследование. Почему, например, взрослые говорят — «Щас спою» или «Муля, не нервируй меня»? Детям это непонятно...
— В библиотеке холдинга огромное количество прекрасных старых лент. С чего вы решили начать и что бы посоветовали посмотреть из редкого, забытого?
— Конечно, мы стартовали с хитов. «Приключения Буратино», «Приключения Электроника», «В поисках капитана Гранта», «Каникулы в Простоквашино», "Приключения поросенка Фунтика«...Вышла очень душевная история. Формируя сетку, мы учитываем множество факторов: время года, ближайшие праздники, общие настроения, запросы аудитории... Конечно, будем показывать и кукольную анимацию (которую сегодня, к сожалению, редко можно увидеть) — «Черную курицу», «Муми-тролля», не забудем и гениальные рисованные мультфильмы. Если говорить о моих личных предпочтениях, то мне бы очень хотелось показатьальманах «Веселая карусель», который выходил с 1969 года. Он немного подзабыт — а жаль: в нем была невероятная эмоциональная палитра, выпуски получались смешные, грустные, лиричные, философичные. Мне также нравятся детские фильмы семидесятых-восьмидесятых: «Фантазии Веснухина», «Петька в космосе», «Малявкин и компания» — вроде бы ретро, но стремления этих мальчишек понятны любому поколению. В сетке канала будет и современная программа — «Тима и Тома», «Домики», «Бодо Бородо», «Бумажки», «Волшебный фонарь», будет и полюбившийся многим в прокате полнометражный анимационный фильм «Кощей. Начало». Это очень необычная 3D-анимация: компьютерная графика сделана так, будто рисовал художник. Еще планируем показать «Героев Энвелла»: это российский мультсериал о четырех геймерах, которые нашли необычный ноутбук, открыли, и... Кстати, интересно сравнить эту ленту с «Приключениями Электроника». А еще, конечно, будут красивые сказки для девочек, вроде истории о Золушке, — без них никуда, мультики — наше все!
В библиотеке «КиноМульта» в — и отечественная классика, и совсем новые ленты
— Чего не хватает на современных детских каналах, а чего лучше детям вовсе не показывать? Уточню вопрос: семилетний сын другой моей подруги откуда-то скачивает мультики про ужасных монстров. Они там рвут друг друга в клочья — а мама только разводит руками. Что вы, психолог по образованию, посоветуете— как отучить ребенка от подобного?
— Ну это точно не с наших каналов, у нас такое просто не попадет в эфир. Отучить можно, но немного по-другому: если мама всплескивает руками и охает «кошмар, кошмар!», — это только разжигает интерес у ребёнка. По принципу черного пиара: чем запретнее, тем лучше. А если она при случае спокойно объяснит, что это не слишком красиво и умно, — мальчик посмотрит такое еще пару раз, подумает, а потом, скорее всего, с ней согласится. С ребенком нужно быть в диалоге, а не просто оценивать и осуждать — потому что точно так же наши дети могут осудить и нас самих. Мы ведь тоже всякие глупости смотрим...
— Десятилетие отмечает телеканал «МУЛЬТ», чьим генеральным продюсером вы являетесь. Что было создано за эти годы, сложно ли было начинать? Обычно ваши коллеги-телевизионщики жалуются, что-де детские каналы не приносят прибыли...
— Спрос был, но не хватало контента: популярная коммерческая анимация еще не была поставлена на поток. Мы располагали «Лунтиком», «Смешариками», «Машей и Медведем» и еще парой-тройкой лент, которых явно не хватало, чтобы заполнить сетку. Тогда мы решили вдохновиться новым отечественным контентом и начать производить собственные мультфильмы, чтобы расширить библиотеку. За десять лет «МУЛЬТ» выпустил более двух десятков ярких кинопроектов: «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Ми-Ми-Мишки», «Сказочный патруль», «Лео и Тиг», «Деревяшки», «Четверо в кубе», «Кошечки-Собачки», «Геройчики» и многие другие. По идее, ядро нашей аудитории — дети от 4 до 8 лет, но, как показывают опросы, нас смотрят даже подростки. На этих мультиках выросло целое поколение, и даже повзрослев, они ностальгируют по хитам своего детства. Сейчас много студий, снимающих мультфильмы, и все они стремятся попасть на наш канал. А мы даем им экспертное предположение — какимидолжны быть герой, музыка, фабула, чтобы понравиться детям...
— Ну и какие герои нравятся детям? Можно просчитать успех?
— Просчитать успех или провал полностью нельзя, иначе бы все наши мультфильмы были хитами. Любовь детской аудитории — это всегда немного волшебство, магия. Но можно, опираясь на многолетний опыт, до некоторой степени предсказать, будет ли персонаж популярным. Тут абсолютно всё имеет значение: рисунок, большие или маленькие глаза, движения... Недавно, например, мы выпустили «Мини-Мишек» (спин-офф тех самых «Ми-Ми-Мишек»), изменив при этом походку мишке Кеше, — так к нам стали приходить письма от родителей: зачем вы это придумали, теперь мой ребенок тоже хочет так ходить... Значит, персонаж понравился детям, просто родители его пока не поняли.
— А отчего дети любят «фриковатых» персонажей? Например, мегапопулярный Лунтик — он же страшный, весь в каких-то пятнах, с четырьмя ушами, косоглазый... Я его боюсь!— А я боялась Домовенка Кузю... Детям нравятся необычные персонажи, потому что они дают простор для фантазии. Если герой идеален внешне, его манеры и «нордический характер» безукоризненны — с ним не очень-то интересно взаимодействовать. И совсем невозможно соотносить себя. У персонажа мультика должны быть странности и недостатки: иногда он хандрит, не хочет есть, спать, играть, даже ревнует, порой не очень сам понимая, что с ним происходит... Короче, он должен быть похожим на своего маленького зрителя: детям очень важно, чтобы их любимец был живым! Герои мультфильмов — они ведь как самые близкие: с ними просыпаются и засыпают, ходят в школу и на прогулку...
Это так здорово — сфотографироваться с любимым мульт-героем
Когда на ВДНХ у нас была выставка «Мультимир» и по красной дорожке ходили ростовые куклы —Барбоскины, Кошечки и Собачки, Смешарики, Лунтик, — дети бежали к ним обниматься как к родным!