8 декабря МОК объявил, что допустит российских и белорусских спортсменов, успешно прошедших отбор, до ОИ‑2024 в нейтральном статусе в качестве индивидуальных атлетов. Впрочем, подобные объявления делались уже неоднократно.
Подковёрная борьба Международного Олимпийского комитета со спортивными организациями РФ началась более полутора лет назад. На первый взгляд может показаться, что МОК ходит по кругу: Томас Бах периодически призывает к санкциям в отношении России, потом объявляет, что принцип коллективной ответственности неприемлем для олимпийского движения, и что россияне в нейтральном статусе должны быть допущены к ближайшим Олимпийским играм, хотя и с жёсткими ограничениями. И в конце концов, отдаёт право окончательного решения судеб наших отдельных атлетов на откуп международным федерациям. Но потому как к моменту очередного аналогичного официального заявления Баха ситуация меняется, то и одни и те же его слова трактуются по-разному, в зависимости от того — сказаны они были год назад или на прошлом неделе. И вот как прокомментировал свежее решение МОК глава Российской федерации тенниса Шамиль Тарпищев:
— Допустили, хорошо, конечно, но поздно. Во многих видах спорта отборочные турниры уже прошли, и наши уже не успеют квалифицироваться на Олимпиаду. Плюс, решать вопрос об участии будут международные федерации, а как — непонятно. У нас решения ITF можно ждать до последнего момента — до чемпионата Франции. По рейтингу наши теннисисты проходят, но как будет — сейчас смысла нет гадать.
Переводя с дипломатического на простой русский, из выступления Шамиля Анвяровича сделаем вывод: на Олимпиаде в Париже двое наших выступят в мужском разряде, и ещё две — в женском. К ЦСКА и другим силовым ведомствам наши элитные теннисисты отношения не имеют, так что это будут действительно сильнейшие на тот момент. Мужские, женские и смешанные пары МОК по статусу приравнял к командам, значит, россиян не пустят на ближайшие Игры даже в нейтральном статусе — как допустили наших хоккеистов на Олимпиады 2018 и 2022 годов. Тарпищев, кстати, продолжает работу в составе этой организации, как «член комиссии, консультирующей сессию и президента МОК по вопросам усиления роли спорта и олимпизма в обществе». Ещё одна россиянка — Елена Исинбаева входит в комиссию спортсменов МОК.
Что мы имеем на сей раз «в сухом остатке» из очередного заявления Томаса Баха? Если ничего для нас не поменяется в лучшую сторону, то россиян допустят к Играм в Париже, но весьма в малочисленном составе. В первую очередь, эта численность уменьшилась запретом МОК на сборные команды РФ, даже если в каких-то дисциплинах эти команды состоят из двух человек. В лучшую сторону ситуация не изменится, так как во многих видах спорта олимпийский отбор уже завершился, и ситуацию невозможно изменить даже в случае окончания СВО. Ну, разве что можно надеяться, например, на внезапное потепление отношение WA к россиянам. Но это тоже маловероятно, потому что глава организации легкоатлетов более, чем кто другой из спортивных чиновников, настроен против нас. Мистер Коу меньше, чем кто-либо ещё, принимает лозунг, что «спорт должен быть вне политики». Если в отношении многих деятелей привычные слова «поехал за инструкциями в Вашингтонский обком» — не более, чем гипербола или даже клевета, то аналогия насчёт Себастьяна Коу и обкома Лондонского вполне справедлива. Так что российских легкоатлетов, уже выполнивших олимпийские нормативы, мы в Париже-2024 вряд ли увидим.
В других видах спорта наши проскочили мимо отборочных турниров потому, что страна организатор не дала виз гражданам РФ либо их не допустили международные федерации. А МОК это беззаконие молча «проглотил». Ещё в каких-то видах наши лидеры сборной являются служащими ЦСКА и других силовых ведомств, и уже лишились олимпийских надежд. Но там, где допуск в Париж-2024 будет либо по результатам, либо отбор состоится незадолго до Игр, сильнейшие наши атлеты могут выжидать до последнего. Под запрет не попадут даже те, которые уволятся из ЦСКА или «Динамо» за неделю до отборочного турнира или даже до Олимпиады — чётких критериев по срокам не объявлено. Другое дело: многие ли атлеты захотят ли рисковать зарплатами, льготами, званиями, а возможно, и добрым отношением со стороны российских чиновников? И всё это — ради выступления в Париже? Особенно если учесть, что финансироваться государством последний этап олимпийской подготовки не будет, а о премиях потенциальных олимпийских призёров пока и речи не было.
Наиболее вероятный вариант: наш олимпийский десант в июле 2024 года будет измеряться не привычными сотнями, и лишь десятками спортсменов, а если удастся завоевать хотя бы несколько медалей, а тем более одну золотую — уже хорошо.
Но не будем представлять герра Баха как заклятого русофоба. На самом деле МОК, как и спортивные федераций, подвергается сильнейшему давлению наших оппонентов. И даже им сопротивляется. Бах уже предупреждал НОК Украины, что за бойкот турниров с участием россиян и самим можно попасть под санкции. Так что украинцы уже смирились и ограничиваются лишь тем, избегают приветствий и рукопожатий с россиянами. Но спортивные чиновники из Скандинавии и Прибалтики, а также отдельные известные спортсмены уже после 8 декабря через СМИ выражали негодование слишком лояльным отношением МОК к россиянам. Впрочем, собака лает, а караван идёт!
Теннисный турнир «Трофеи северной Пальмиры», недавно прошедший в Санкт Петербурге, в какой-то мере добавил российским болельщикам оптимизма. Во-первых, в нем принимали участие не только теннисисты России и стран, которые принято считать союзниками, но и другие довольно квалифицированные игроки. Например, испанец Роберто Баутиста Агут (62-й в рейтинге ATP) и итальянка Жасмин Паолини (30-я в WTA).Во-вторых, мы увидели там Рублёва, которого ещё недавно особо рьяные «общественные деятели» призывали за критику СВО лишить российского гражданства и даже заочно, пока он мотается за рубежом, осудить, а едва он пересечёт границу РФ — арестовать. Но не случилось ни того, ни другого, — что говорит о смягчении конфликта по этому вопросу уже внутри россиян. А чтобы успешно противостоять оппонентам внешним, сначала неплохо бы помириться с внутренними.