Действительно, водитель встречается с инспектором ГАИ на дороге с глазу на глаз. И от совести человека в погонах зависит судьба того, кто за рулем.
Слова, обращенные к гаишникам имеют, разумеется, универсальный "адрес", они показались мне актуальными и для ТВ. Ведь телевизионные кумиры способны сеять не только "разумное, доброе, вечное", но злое, разрушительное. Не секрет, что отечественный эфир в последние годы изрядно болен. И одна из причин его недуга известна: попытка олигархов, обосновавшихся на ряде крупнейших каналов, диктовать свою политику. Особенно наглядно это сказалось во время избирательной кампании позапрошлого года. Тогда находящийся в руках Б. Березовского первый канал вел прямую атаку на Ю. Лужкова и Е. Примакова. Нанятый с этой целью журналист С. Доренко откровенно громоздил горы домыслов, а то и просто откровенной лжи, чтобы скомпрометировать известных политиков. Он действовал по печально знаменитому рецепту: чем невероятнее и нелепее "версия", тем больше шансов, что массы в нее поверят.
Действительно, верили. Высокие показатели популярности известных политиков стали рушиться, им приходилось отмываться от вылитой на них грязи. Характерно, что телевизионное сообщество молча взирало на происходящее. Была, правда, подписана прекраснодушная хартия телерадиовещателей, в которой было немало хороших слов о необходимости говорить со зрителями правдиво и честно. Общественного принципиального осуждения деятельности Доренко и некоторых его последователей в итоге не получилось. Правда, к его имени пристало прозвище "телекиллер", но оно, боюсь, даже импонировало журналисту, свидетельствуя о его силе и опасности. Во всяком случае, после очередного скандала и очередной прикрытой программы он, подобно сказочной птице Феникс, восставал из пепла на новом канале и в новом обличье.
Вот и теперь Доренко по понедельникам вещает на подмосковном канале, причем из смертельного врага Лужкова вдруг превратился в его ярого "друга". Собираясь баллотироваться в столичную Думу, нашел неожиданный "ход": критикует высшее московское начальство, чтобы "помочь" мэру освободиться от недостойных коррупционеров и т. п. Но так обернулось, что суд признал виновным в минувшую пятницу самого журналиста, вынеся обвинительный вердикт по уголовному делу Доренко. Как написала популярная столичная газета, "теперь его можно, не опасаясь самим попасть под суд, называть "преступником" и "уголовником".
В тот же вечер на канале ТВ-6, последнем оплоте Березовского, новоосужденный выступал героем "Гласа народа". Ведущая Светлана Сорокина в течение полутора часов старалась как могла: пыталась представить его жертвой политических репрессий, доказывала, что коллеги-газетчики, мол, ничем не лучше, пригласила в студию немногих поклонников таланта "телекиллера" и давала им вне очереди слово. Все было направлено на то, чтобы максимально смягчить общественный резонанс от вынесенного утром приговора, а заодно и начать предвыборную агитацию в пользу будущего столичного думца.
Поначалу Доренко был незлобив и сговорчив, признавал отчасти свою вину и справедливость приговора, восторженная студентка-журфаковка с горящими глазами пела ему хвалу. Осмелев, наш "киллер" пустился было назидательно рассуждать на профессиональные темы. Назвал ту единственную в стране газету, которую считает объективной, провел некое теоретическое разграничение между основанными на строгих фактах теленовостями и выражающими субъективное мнение авторскими программами.
Так бы, глядишь, и прошли гладко полтора часа экранного времени, если б не удары, нанесенные с неожиданной стороны. Нет, не от главного редактора молодежной газеты Павла Гусева, который никогда не скрывал своего бескомпромиссно резкого отношения ни к Березовскому, ни к его телевизионному глашатаю. И не от депутата Госдумы - тот откровенно поведал все, что думает о бывшей команде энтэвэшников-гусинцев, перешедших от одного олигарха к другому. Самые беспощадные оценки "киллера" прозвучали все же от его коллег. Именно они развенчали его претензии выглядеть "борцом за принципы", по достоинству оценили его личный вклад в катастрофическое падение общественного престижа ТВ. Признаться, давно мы не становились свидетелями такого откровенного, строгого и прямого (тем более что он происходил в прямом эфире и дышал подлинностью) разговора о том, что наболело в телевизионной практике.
Но Доренко не был бы самим собой, если б сделал из вынесенного ему судебного вердикта и состоявшегося на экране разговора серьезные выводы. И ТВ-6 не было бы телевизионной вотчиной Березовского, если б смирилось с общественным осуждением "телекиллера". Поэтому уже в воскресенье на ТВ-6 - сначала в "Завтраке с Соловьевым", куда Доренко был приглашен на трапезу и задушевный разговор, а потом в "Итогах", где приговор суда был цинично высмеян, - все возвратилось на круги своя. Почти не рискуя ошибиться, предположу, что "телекиллер" и дальше будет учить нас жить...