В январе 2022 года компания повысила стоимость услуг сотовой связи для более 28 млн абонентов в среднем на 9,5%. В августе, сентябре и октябре МТС также повышала цены для разных тарифных планов. В итоге общий рост стоимости тарифов за неполный 2022 год составил более 20% — при официальном уровне индекса потребительских цен по состоянию на конец августа 10,5%.
Теперь по решению антимонопольного ведомства сотовый оператор заплатит за жадность своих владельцев крупный штраф, а высокие цены снизит «до экономически обоснованного уровня». МТС пыталась оправдаться: мол, во всем виноват рост затрат на обслуживание телеком-инфраструктуры, который превышает рост доходов от оказания услуг связи. Но еще в мае при подведении финансовых итогов за 2021 год компания зафиксировала, что с доходами у нее все в порядке. А потому приняла решение о выплате годовых дивидендов в размере 33,85 рубля на одну обыкновенную акцию МТС, или в сумме 66,33 млрд рублей, то есть 1/6 стоимости всей компании. Годом раньше акционеры получили по 37,06 рубля за одну акцию, а в 2020 году — 42,75 рубля.
Учтем, что у МТС есть интересная особенность: более половины ее принадлежит одному акционеру — основателю компании и владельцу холдинга «Система» (в который входит МТС) Владимиру Евтушенкову (в российском рейтинге Forbes он числится под № 51 с личным состоянием 1,7 млрд долларов, или более 105 млрд рублей. Правда, в нынешнем сентябре Высший апелляционный суд Украины конфисковал у миллиардера 17 объектов недвижимости и пакеты акций в пяти ведущих украинских предприятиях. Еще раньше, в апреле, господин Евтушенков попал под персональные финансовые и ограничительные меры правительства Великобритании. После чего — от греха подальше! — передал 10% акций сыну Феликсу и перестал быть «контролирующим акционером». Но права на львиную долю дивидендов МТС (более 30 млрд рублей) сохранил.
Впрочем, надо думать, российское антимонопольное ведомство (ФАС), принимая решение о наказании МТС, исходило не из соображений о богатстве или бедности ее акционеров, а из требований антимонопольного законодательства. А также из обещаний главы Минцифры Максута Шадаева, заявившего, что «рост тарифов на мобильную связь не превысит инфляцию». Так что нынешнее наказание МТС должно стать наукой и другим российским монополистам.
Добавим, что в июне рассылку о повышении стоимости безлимитных тарифов с 450 до 700 рублей получили абоненты Tele2. Но Минцифры и ФАС немедленно объявили, что проверят обоснованность повышения тарифов, — и оператор попятился, отказался от резкого повышения, отметив, что не будет поднимать стоимость более чем на 50 рублей. А на нынешней неделе Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении «М-егаФона», который повысил тарифы на услуги связи для более 16,5 млн абонентов в среднем на 12%. Как констатирует ФАС, это превысило уровень потребительской инфляции, зафиксированный Росстатом.
Хотя в России даже в нынешних непростых условиях и без связистов хватает желающих безосновательно взвинтить цены на свои товары и услуги. В нынешнем июне в Санкт-Петербурге простая юридическая фирма, сотрудница которой нашла в кармане плаща завалявшийся кассовый чек на 721 рубль из магазина «Магнит» от 31 августа 2021 года, попробовала сравнить цены на одни и те же продукты питания в прошлом году и ныне. Разница оказалась потрясающей: всего через девять месяцев точно такая же «продовольственная корзинка» потребовала уплаты в 1058 рублей. То есть инфляция по кассовому чеку составила 31,84% — по 3,5% каждый месяц.
А в это время
В Белоруссии в прошлый четверг, 6 октября, президент Александр Лукашенко провел совещание с экономическим блоком правительства с обсуждением ценовой ситуации в стране и необоснованного повышения цен со стороны производителей.
«Яблоки, лук, свеклу и капусту, выращенные нашими сельхозпредприятиями, бюджетники закупали у посредника с наценкой под 300%! — возмущался белорусский президент. — А с начала года продукты подорожали на 13%. Почему мы наблюдаем постоянное повышение стоимости того, что производим сами из отечественного сырья?»
Вопрос повис в воздухе. Глава Белоруссии потребовал, чтобы в 2023 году экономика вернулась к величинам инфляции не более 7-8%.
«За цены вы головой все ответите», — заключил он, обращаясь к чиновникам...