Аварийная комиссия Роскосмоса под председательством гендиректора госкорпорации Игоря Комарова сообщила о расследовании причин гибели космического транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС-04», запущенного 1 декабря прошлого года с Байконура на ракете «Союз-У».
Напомним: на 382-й секунде после запуска, когда корабль был на высоте 190 км, пропала передававшаяся на Землю телеметрическая информация. ЧП: грузовик и 2,5 тонны предназначенных для МКС грузов сгорели в атмосфере. Чрезвычайно неприятная авария, ибо на ракетах «Союз» разной модификации запускаются и грузовые, и пилотируемые корабли.
Комиссии предстояло выяснить причины сбоя на нашем, казалось бы, очень надежном носителе. Однако узнать, что же произошло на 7-й минуте полета, оказалось делом очень трудным. За 18 дней, отведенных комиссии, точные причины установлены не были. С 20 декабря доклад был перенесен на 28-е, потом на 9 января. Комиссия Роскосмоса решилась на крайний шаг — пригласила для расследования американских специалистов. Думаю, больше для того, чтобы показать, насколько сложной и до конца не решаемой оказалась задача. Мол, даже если американцы не смогут...
Наконец, 11 января Роскосмос выдал итоговое сообщение. Увы, точных выводов нет и сегодня. Ключевые слова — «наиболее вероятная причина аварии...». То есть, речь только о вероятностной трактовке. Итак, что же говорят специалисты? По их мнению, все началось на третьей ступени ракеты с насоса, подающего кислород из бака окислителя в камеры сгорания двигателя 11Д55. Если коротко, в насосе произошло возгорание. Он быстро разрушился (взорвался? просто разлетелся?), и осколки пробили бак с кислородом. Ну, а дальше, видимо, большой взрыв или резко повышенные нагрузки, произошло нештатное отделение третьей ракетной ступени от транспортного корабля...
Главный вопрос: почему загорелся насос? Специалисты отвечают так: «Причиной могло стать возможное попадание посторонних частиц в полость насоса либо возможное нарушение технологии сборки двигателя... Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полете». Когда говорят, что могло произойти возможное нарушение технологии или возможное попадание, то возникает множество вопросов. А что же все-таки стало причиной? Но главное — где же контроль качества? Разве нельзя проверить работу агрегатов на Земле с помощью опытных специалистов?
Но в том-то и беда, что сегодня в отрасли остро не хватает работников экстра-класса. И общий уровень компетенции во многих случаях оставляет желать лучшего, в том числе и на верхних этажах управления отраслью.
Беспокоит мир и факт, что телеметрическая информация до последнего момента не передавала данных, свидетельствовавших о приближении аварии. Не имея их, невозможно точно судить о причинах аварии. Уместно спросить, что же это за телеметрия?
Ракетный двигатель изготовлен на Воронежском механическом заводе. С него и будет спрос в первую очередь. Но за этим ЧП вырисовываются более масштабные, серьезные проблемы. Отрасль продолжает лихорадить. Третий год уже работает новая команда. Пора бы предъявить и позитивные результаты.
Аналогичные двигатели стоят и на других ракетах. Между тем нынешней весной должен быть запущен «Союз МС-04» с международным экипажем, затем «Союз МС-05» с россиянином, американцем и итальянцем на борту, не говоря уж о «Прогрессах». Что-то очень неспокойно на душе...