Главная Жизнь 01:01 12 Июля 2006 170
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНОМАРКИ В РОССИИ
В России автомобильный бум. Рынок продаж ежегодно растет на 10-15 процентов, и сейчас каждый второй работающий гражданин имеет автомобиль. По этому показателю еще отстаем от Запада, но уже обошли Америку времен Генри Форд, когда тот пересаживал ковбоев на
Алексеев Владимир

А в денежном выражении через три года рынок продаж новых автомобилей вырастет до 30-31 млрд. долларов. Это большой куш, за который уже идет нешуточная борьба.
Если судить по динамике продаж, то российские автомобилисты - удивительно непатриотичный народ. Всего 20 лет назад мы томились в очередях за "Москвичами" и "Запорожцами", а теперь каждый норовит избавиться от до боли родных поделок отечественного автопрома. И делает это, как только накопит на иномарку.
Мое сокровенное желание исполнилось год назад. Выбор был нелегким. В автосалонах голова идет кругом при виде иномарок, собранных в России. На калининградском "Автоторе" собирают "крутые" "Хаммер-2", "БМВ" и скромные на их фоне корейские "Киа", на московском "Автофрамосе" - французский "Рено", в Тольятти американцы из "Дженерал Моторс" совместно с АвтоВАЗом производят "Шевроле-Нива", в Таганроге собирают "Хенде", в Ижевске - "Киа", в Набережных Челнах - внедорожник "Ссанг Енг" и "Фиат".
После хождений по западным автосалонам я понял, что, подзаняв немного денег, могу потянуть лишь на "Форд Фокус II" российской сборки. Тем более что машина по всем техническим и экологическим параметрам соответствует гольф-классу. Сразу выяснилось: за 12 тысяч "баксов", как обещали рекламные ролики, можно было купить лишь машину в базовой комплектации с маломощным движком. А если действительно хотите почувствовать, чем езда на иномарке отличается от тряски на родном дребезжащем "Москвиче", то за собранный в России автомобиль придется выложить 16-18 тысяч долларов. И еще постоять как следует в очереди.
- Мы принимаем заказы только на декабрь, - неожиданным заявлением расстроил меня менеджер дилерской фирмы.
Ждать 8-9 месяцев, пока подойдет черед, не было желания. Знающие люди подсказали, что в интернете можно найти объявления о продаже очереди. И действительно, за пару часов блуждания в сетях Всемирной паутины я выудил несколько таких предложений. Удовольствие миновать очередь стоило не слишком дорого - 200 долларов. Правда, был еще один большой "минус" - машину пришлось покупать в уже заказанной комплектации.
Все отсутствующие опции пришлось устанавливать дополнительно. Причем не по дешевке у знакомого слесаря, а в дилерском центре - иначе слетишь с гарантии! В итоге за все пришлось бы заплатить в два с лишним раза дороже, чем предлагает завод-изготовитель. Например, штатная и совершенно обычная аудиосистема с установкой стоила почти тысячу долларов! От некоторых вещей пришлось отказаться, но все равно на выходе из салона моя машина стоила уже 16 тысяч 800 долларов. Это с одной подушкой безопасности (прости, жена!) и без АБС. Зато с движком на 2 литра, кондиционером и сигнализацией.
ПОСПЕШИШЬ - ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ
Радость покупки была недолгой. Спустя пару дней выскочил из гнезда кожух рычага переключения передач. С тех пор сколько ни обращался в сервис - без результата. Предлагал даже оплатить без всякой гарантии, на что получил исчерпывающий ответ мастера: "У нас еще для "первого" "Фокуса" нет всех запчастей, так что ждите, когда получим".
Через 15 тысяч пробега полетел ролик натяжного ремня. Его по гарантии согласились поменять без проволочек. Но, когда сняли левую фару, вдруг обнаружилось, что болтается кронштейн. Мастер отреагировал инфантильно: "Похоже, это еще в Германии на сборке забыли поставить гайку. Торопятся люди - вон очередь-то какая на машины!". Стоявший рядом владелец "Форд Фьюжен" посоветовал не сокрушаться по поводу пустяковой проблемы - на его машине вообще забыли установить вентилятор радиатора, отчего движок закипел на первом светофоре. Он вздохнул и заключил: "А вообще любая вещь соответствуют формуле "цена-качество". Если хотите иметь идеальную машину - плати 50 тысяч долларов и езди с ветерком".
Я позволил себе не согласиться. Ведь претензии, как правило, относятся не к машине, а к родному российскому сервису. Попытка связаться с американскими представителями завода не увенчалась успехом. По телефону "горячей линии" девушка-оператор рекомендовала обратиться к инженеру дилерской компании, продавшей машину. А он бывает только по будням. Очень по-нашему.
В итоге я решил плюнуть на гарантию и обслуживать автомобиль за свои деньги. Так же как в свое время поступил с гарантийной "Ладой".
А ГАСТАРБАЙТЕРЫ - ЛУЧШЕ?
Надо полагать, владельцы западных концернов прекрасно осведомлены о прелестях отечественного сервиса. Не случайно гендиректор завода Ford во Всеволожске Теодор Стрейт на конференции AutoRossia-2006 посетовал: "Несмотря на все усилия властей и наши собственные, мы по-прежнему испытываем дефицит рабочих рук". В компании пробовали набирать персонал с последующим обучением, но, получив квалификацию, многие уходили на другие предприятия, где требования не такие жесткие, а деньги не хуже.
Впрочем, в этой ситуации иностранцы сами отчасти виноваты. Все норовят разместить производства под Питером, чтобы сэкономить на транспортировке узлов и компонентов. Не учли только, что это пока еще не Детройт. Специалистов автопрома здесь никогда не готовили, а уровень безработицы в регионе - один самых низких в России. Поэтому Стрейт не исключил, что дефицит кадров местный завод может решить за счет привлечения рабсилы из третьих стран: "На европейских заводах успешно работают гастарбайтеры из Турции. Почему бы не позвать их и в Россию?"
А если комплектующие для сборки и рабочие руки - чужие, то при чем здесь будет клеймо "Сделано в России"?
У заводских профсоюзов своя точка зрения. Здесь считают, что обученные специалисты уходят с завода не от хорошей жизни - зарплата растет слишком медленно. В 2006 году компания намерена увеличить объем производства почти в 2 раза - как минимум до 60 тысяч машин. Минувшей весной рабочие снова бастовали, требуя повышения зарплаты до уровня, установленного на заводах "Форд" в Бразилии. Похоже, с привычкой смотреть на Россию как на страну с дешевой рабочей силой иностранцам придется расставаться. Иначе вряд ли получится дальше здесь работать и получать прибыль, о которой на Западе могли бы только мечтать.
Если этого не случится, то качество безусловно хороших машин скатится до уровня отечественных авто. А нужны ли нам такие иномарки?
Сегодня в России более 25 млн. легковых автомобилей. В 2005 году у нас было продано 1,843 млн. машин - прирост 14 процентов. За год российские автолюбители купили 157 тысяч иномарок российской сборки, а их доля на рынке выросла с 7,6 до 8,4 процента. За эти машины россияне заплатили 2,088 млрд. долларов. А за все новые иномарки наши покупатели выложили более 16 млрд. долларов, в то время как за "Жигули" и "Волги" - вдвое меньше.
Немецкий "Фольксваген" намерен в 2009 году построить завод в Калужской области мощностью 115 тысяч автомобилей. Под Питером японские "Тойота" и "Ниссан" строят заводы производительностью по 50 тысяч машин в год каждая. В 2007 году "Крайслер" в Нижнем Новгороде запустит свое производство на 65 тысяч автомобилей. Их соотечественники из "Дженерал Моторс" в 2008 году введут в строй завод в Питере.
За первые полгода в России легковых автомобилей было продано уже на 9 млрд. долларов. В сравнении с первым полугодием 2005 года рынок вырос на 60 процентов.

Пить или не пить? На войне эта дилемма нередко превращалась в вопрос жизни и смерти

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Кадр из фильма «Судьба человека», который снимался в бывшем Кенигсберге в 1958 году. Фото из открытых источников

В 1945 году, когда советские войска начали наступать уже по чужой земле, происходило немало ЧП, связанных с алкоголем. Отступая, враг оставлял то цистерны со спиртом, то ящики со шнапсом и вином....

Жизнь 00:01 / 21 Марта 2025 8474
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Нам, похоже, скучно жить без приключений. Иначе чем объяснить появление сообщений, от которых мурашки по коже? Остается пожелать всем любителям острых ощущений, чтобы все в конце концов заканчивалось хорошо, без потерь и потрясений....

Жизнь 02:01 / 21 Марта 2025 6881
Земляк в иллюминаторе

60 лет назад Алексей Леонов совершил исторический выход в открытый космос. А дома его ждали родные люди...

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Этот мурал с 2018 года украшает дом на улице Космонавта Леонова в Калининграде, в котором, к слову, жил его брат –ихтиолог Борис Леонов. Фото автора

В конце 1940-х большая семья Леоновых (трех сыновей и шесть дочек вырастили Евдокия Минаевна и Архип Алексеевич) переехала из Кемерово в Калининград. Город, где прошла его юность и где на Старом кладбище упокоились родители, прославленный космонавт...

В разных частях России разгораются скандалы с одарением жилищными сертификатами новоиспеченных россиян

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Случаи невиданной щедрости за бюджетный счет по отношению к не так давно прибывшим к нам из стран ближнего зарубежья гражданам далеко не частные, таких примеров все больше. Но федеральная власть на возмущенные...

Все больше людей предпочитают жить одни - без супругов, без детей, без родни

Надежда Гужева
Труд
Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Тяга к одиночеству — мировая тенденция, особенно затрагивающая развитые страны. Ученые называют это скучным термином «домохозяйства, состоящие из одного человека». И Россия тоже в тренде. Как отмечает...

Жизнь 00:01 / 14 Марта 2025 4684
Календарь: 14 марта

В этот день в 1879 году родился выдающийся физик Альберт Эйнштейн

Труд
Швейцарский, немецкий и американский физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики Альберт Эйнштейн. Фото: © Scherl, globallookpress.com

1492 Супруга Хуана II кастильская королева Изабелла распорядилась выслать из Испании 150 тысяч евреев, если те не примут католичество. 1835 Родился Джованни Скиапарелли, итальянский астроном. В 1877 году он обнаружил...

Власть имущие привычно ужесточают репрессии в отношении автомобилистов

Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России
Труд
Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Вечно актуальная проблема: как повысить безопасность на дорогах? Более 10 лет назад президент Владимир Путин провозгласил, что в этом деле на первом месте стоит строительство новых дорог, на втором — повышение...

Жизнь 20:01 / 15 Марта 2025 4390
Последняя колонка

83% россиян сталкиваются с семейными трудностями - опрос

Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

Ловись, рыбка большая Во Всероссийском НИИ рыбного хозяйства и океанографии вывели карпа с геномом белка, который ускоряет процесс набора веса. Генетики рассчитывают научиться выращивать рыбу, которая будет как минимум на четверть...

Жизнь 00:02 / 14 Марта 2025 4280
На паузе

Так что же будет с летним отдыхом в Анапе?

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Roman Naumov, globallookpress.com

К 8 марта в Анапе резко потеплело: плюс 19 после двух недель холода в феврале, когда южное побережье покрылось снегом, а коса Голенькая у Бугазского лимана — льдом. Волонтеры спасли там из плена...

80 лет назад Советская армия пошла на штурм столицы прусского логова

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В Кенигсберге враг обещал «устроить русским немецкий Сталинград». Но город продержался всего четыре дня. Фото: Scherl/globallookpress.com

В ходе Восточно-Прусской операции, начавшейся 13 января 1945-го, уже через две недели Красная армия дошла до Кенигсберга. А 29 января город был окружен. Однако стремительный 100-километровый бросок дался дорогой ценой....

МВД Украины объявило убийство Демьяна Ганула заказным

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

В Одессе убили радикального украинского националиста Демьяна Ганула - организатора поджога Дома профсоюзов в мае 2014 года. Об этом сообщил депутат Верховной рады Украины Алексей Гончаренко (в России внесен в перечень террористов и экстремистов). «По...

В России снова хотят разрешить усыпление бездомных псов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Lee Thomas, globallookpress.com

В Госдуме спешно разработан законопроект по борьбе с бездомными собаками: «С улицы — в приют, через 30 дней — эвтаназия». Поводом послужили очередные резонансные ЧП с нападениями...

«Они отступали через Гончаровку. Сейчас не осталось путей отступления», - отметили в российских силовых структурах

Фото: Дмитрий Смоленко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

После освобождения российскими войсками села Гончаровка в Курской области у бойцов вооруженных сил Украины (ВСУ) не осталось путей отступления из региона. Об этом рассказал ТАСС сотрудник российских силовых структур. «Они отступали через...

Жизнь 00:01 / 28 Февраля 2025 3890
Календарь: 28 февраля

90 лет назад был изобретен нейлон

Труд
Нейлоновые чулки, 1950-е, Германия, Европа. Фото: © our-planet.berlin, globallookpress.com

1732 В Петербурге открылся Кадетский корпус — первое в России военное сухопутное учебное заведение. 1810 Образован Гвардейский экипаж — единственная морская часть русской гвардии в дореволюционной России....

Жизнь 20:01 / 22 Марта 2025 3724
Последняя колонка

В Перми стали реже разводиться… или чаще вступать в брак

Труд
Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Пермская аномалия или великий почин? Обнадеживающая новость: в Пермском крае в наступившем году число заключенных браков значительно превышает количество расторгнутых. В январе — феврале свадьбу отпраздновали 1907...

По словам члена Общественной палаты России, большинство населения не желает покидать свои дома

Фото: Cover Images/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Многие жители приграничных сел Сумской области Украины отказываются покидать свои дома, так как ждут российскую армию. Об этом рассказал РИА Новости председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного...