ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНОМАРКИ В РОССИИ

В России автомобильный бум. Рынок продаж ежегодно растет на 10-15 процентов, и сейчас каждый второй работающий гражданин имеет автомобиль. По этому показателю еще отстаем от Запада, но уже обошли Америку времен Генри Форд, когда тот пересаживал ковбоев на машины. Разница лишь в том, что янки поехали на своих, а мы догоняем Запад на чужих колесах. В мире скоро не останется автомобильных концернов, которые бы не имели своего завода в России. К 2009-2010 годам, когда выйдут на проектную мощность строящиеся автозаводы, у нас в стране будет собираться миллион иномарок. Примерно столько сейчас производит весь российский автопром.

А в денежном выражении через три года рынок продаж новых автомобилей вырастет до 30-31 млрд. долларов. Это большой куш, за который уже идет нешуточная борьба.
Если судить по динамике продаж, то российские автомобилисты - удивительно непатриотичный народ. Всего 20 лет назад мы томились в очередях за "Москвичами" и "Запорожцами", а теперь каждый норовит избавиться от до боли родных поделок отечественного автопрома. И делает это, как только накопит на иномарку.
Мое сокровенное желание исполнилось год назад. Выбор был нелегким. В автосалонах голова идет кругом при виде иномарок, собранных в России. На калининградском "Автоторе" собирают "крутые" "Хаммер-2", "БМВ" и скромные на их фоне корейские "Киа", на московском "Автофрамосе" - французский "Рено", в Тольятти американцы из "Дженерал Моторс" совместно с АвтоВАЗом производят "Шевроле-Нива", в Таганроге собирают "Хенде", в Ижевске - "Киа", в Набережных Челнах - внедорожник "Ссанг Енг" и "Фиат".
После хождений по западным автосалонам я понял, что, подзаняв немного денег, могу потянуть лишь на "Форд Фокус II" российской сборки. Тем более что машина по всем техническим и экологическим параметрам соответствует гольф-классу. Сразу выяснилось: за 12 тысяч "баксов", как обещали рекламные ролики, можно было купить лишь машину в базовой комплектации с маломощным движком. А если действительно хотите почувствовать, чем езда на иномарке отличается от тряски на родном дребезжащем "Москвиче", то за собранный в России автомобиль придется выложить 16-18 тысяч долларов. И еще постоять как следует в очереди.
- Мы принимаем заказы только на декабрь, - неожиданным заявлением расстроил меня менеджер дилерской фирмы.
Ждать 8-9 месяцев, пока подойдет черед, не было желания. Знающие люди подсказали, что в интернете можно найти объявления о продаже очереди. И действительно, за пару часов блуждания в сетях Всемирной паутины я выудил несколько таких предложений. Удовольствие миновать очередь стоило не слишком дорого - 200 долларов. Правда, был еще один большой "минус" - машину пришлось покупать в уже заказанной комплектации.
Все отсутствующие опции пришлось устанавливать дополнительно. Причем не по дешевке у знакомого слесаря, а в дилерском центре - иначе слетишь с гарантии! В итоге за все пришлось бы заплатить в два с лишним раза дороже, чем предлагает завод-изготовитель. Например, штатная и совершенно обычная аудиосистема с установкой стоила почти тысячу долларов! От некоторых вещей пришлось отказаться, но все равно на выходе из салона моя машина стоила уже 16 тысяч 800 долларов. Это с одной подушкой безопасности (прости, жена!) и без АБС. Зато с движком на 2 литра, кондиционером и сигнализацией.
ПОСПЕШИШЬ - ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ
Радость покупки была недолгой. Спустя пару дней выскочил из гнезда кожух рычага переключения передач. С тех пор сколько ни обращался в сервис - без результата. Предлагал даже оплатить без всякой гарантии, на что получил исчерпывающий ответ мастера: "У нас еще для "первого" "Фокуса" нет всех запчастей, так что ждите, когда получим".
Через 15 тысяч пробега полетел ролик натяжного ремня. Его по гарантии согласились поменять без проволочек. Но, когда сняли левую фару, вдруг обнаружилось, что болтается кронштейн. Мастер отреагировал инфантильно: "Похоже, это еще в Германии на сборке забыли поставить гайку. Торопятся люди - вон очередь-то какая на машины!". Стоявший рядом владелец "Форд Фьюжен" посоветовал не сокрушаться по поводу пустяковой проблемы - на его машине вообще забыли установить вентилятор радиатора, отчего движок закипел на первом светофоре. Он вздохнул и заключил: "А вообще любая вещь соответствуют формуле "цена-качество". Если хотите иметь идеальную машину - плати 50 тысяч долларов и езди с ветерком".
Я позволил себе не согласиться. Ведь претензии, как правило, относятся не к машине, а к родному российскому сервису. Попытка связаться с американскими представителями завода не увенчалась успехом. По телефону "горячей линии" девушка-оператор рекомендовала обратиться к инженеру дилерской компании, продавшей машину. А он бывает только по будням. Очень по-нашему.
В итоге я решил плюнуть на гарантию и обслуживать автомобиль за свои деньги. Так же как в свое время поступил с гарантийной "Ладой".
А ГАСТАРБАЙТЕРЫ - ЛУЧШЕ?
Надо полагать, владельцы западных концернов прекрасно осведомлены о прелестях отечественного сервиса. Не случайно гендиректор завода Ford во Всеволожске Теодор Стрейт на конференции AutoRossia-2006 посетовал: "Несмотря на все усилия властей и наши собственные, мы по-прежнему испытываем дефицит рабочих рук". В компании пробовали набирать персонал с последующим обучением, но, получив квалификацию, многие уходили на другие предприятия, где требования не такие жесткие, а деньги не хуже.
Впрочем, в этой ситуации иностранцы сами отчасти виноваты. Все норовят разместить производства под Питером, чтобы сэкономить на транспортировке узлов и компонентов. Не учли только, что это пока еще не Детройт. Специалистов автопрома здесь никогда не готовили, а уровень безработицы в регионе - один самых низких в России. Поэтому Стрейт не исключил, что дефицит кадров местный завод может решить за счет привлечения рабсилы из третьих стран: "На европейских заводах успешно работают гастарбайтеры из Турции. Почему бы не позвать их и в Россию?"
А если комплектующие для сборки и рабочие руки - чужие, то при чем здесь будет клеймо "Сделано в России"?
У заводских профсоюзов своя точка зрения. Здесь считают, что обученные специалисты уходят с завода не от хорошей жизни - зарплата растет слишком медленно. В 2006 году компания намерена увеличить объем производства почти в 2 раза - как минимум до 60 тысяч машин. Минувшей весной рабочие снова бастовали, требуя повышения зарплаты до уровня, установленного на заводах "Форд" в Бразилии. Похоже, с привычкой смотреть на Россию как на страну с дешевой рабочей силой иностранцам придется расставаться. Иначе вряд ли получится дальше здесь работать и получать прибыль, о которой на Западе могли бы только мечтать.
Если этого не случится, то качество безусловно хороших машин скатится до уровня отечественных авто. А нужны ли нам такие иномарки?
Сегодня в России более 25 млн. легковых автомобилей. В 2005 году у нас было продано 1,843 млн. машин - прирост 14 процентов. За год российские автолюбители купили 157 тысяч иномарок российской сборки, а их доля на рынке выросла с 7,6 до 8,4 процента. За эти машины россияне заплатили 2,088 млрд. долларов. А за все новые иномарки наши покупатели выложили более 16 млрд. долларов, в то время как за "Жигули" и "Волги" - вдвое меньше.
Немецкий "Фольксваген" намерен в 2009 году построить завод в Калужской области мощностью 115 тысяч автомобилей. Под Питером японские "Тойота" и "Ниссан" строят заводы производительностью по 50 тысяч машин в год каждая. В 2007 году "Крайслер" в Нижнем Новгороде запустит свое производство на 65 тысяч автомобилей. Их соотечественники из "Дженерал Моторс" в 2008 году введут в строй завод в Питере.
За первые полгода в России легковых автомобилей было продано уже на 9 млрд. долларов. В сравнении с первым полугодием 2005 года рынок вырос на 60 процентов.