Приезд в Москву на празднование Дня Победы лидеров семи государств СНГ заставляет умолкнуть скептиков, утверждающих, что содружество бывших союзных республик давно себя изжило. Или это всего лишь жест вежливости, который мало что значит в практическом плане?
Георгий Бовт, публицист
— Полагаю, приезд лидеров семи стран СНГ — плод серьезных усилий Кремля. Отправляясь в Москву, представители республик прекрасно сознавали внешнеполитические риски. Перспективы же самого СНГ мне видятся весьма туманными. Будущее скорее за связями внутри ЕврАзЭС и с Узбекистаном. А СНГ — артефакт времени, там номинально присутствуют даже Украина и Молдавия. Это объединение существует, поскольку никому не мешает. Кроме того, остается ряд все еще актуальных договоров в рамках содружества.
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
— По сути, сейчас СНГ — это страны, которые входят в орбиту России и по разным причинам не спешат эту орбиту покидать. Будущее у такого сотрудничества есть, поскольку взаимодействие происходит не от большой любви, а на основе общих интересов. Даже связи с Украиной рвутся крайне болезненно. Чем станет СНГ? Конгломератом стран, возможно, с другим названием и уточненными целями. Мы находимся в эпицентре серьезных событий, и, похоже, никто не знает, чем они завершатся.
Павел Салин, политолог
— Дорогих гостей надо разделить на две группы: руководители четырех центральноазиатских стран, а также представители Белоруссии, Армении и Киргизии. Первую группу стран убедительно попросили в Пекине присутствовать на Красной площади. Пашинян активно переговаривается с Баку и рассчитывает разрешить проблему Карабаха, его приезд в Москву — жест для поддержания баланса в отношениях. Непростая история и с киргизским лидером. А вот в Минске Кремль более-менее уверен. СНГ де-факто похоронено. Москву больше заботит будущее ОДКБ.
Василий Колташов, глава Центра политэкономических исследований Института нового общества
— СНГ скорее мертво, чем живо. И прибытие лидеров в Москву говорит не о силе СНГ, а о влиянии России на постсоветском пространстве. Полагаю, такое влияние будет расти. Один из маркеров — заявление президента Казахстана о сохранении кириллицы в республике. Возможно, сейчас в зачаточном виде образуется некий евразийский лагерь. Вся конструкция «евразийского мира» поменяется в ближайшие годы, и это уже будет не СНГ.
Алексей Макаркин, политолог
— Насчет «вместе» вы погорячились. В СНГ состоит Азербайджан, который выстраивает серьезные отношения с Турцией, и Молдавия, выбравшая путь сближения с Румынией и ЕС. В конце концов, формально в СНГ и Украина. Изначально это задумывалось как «новый СССР». Но со временем стало ясно, что содружество — лишь инструмент «цивилизованного развода» республик. Даже как переговорная площадка СНГ утратило позиции. А нынешнее присутствие высоких гостей на Красной площади есть плод компромиссов и сложного политического маневрирования.