По инициативе ведомства в ГОСТ, посвященный упаковке, внесено требование фасовки товаров первой необходимости не в произвольную тару, а в «привычные для потребителей объемы», то есть эталонные литры и килограммы. Как на это отреагируют рынок и цены?
Шринкфляция — это уменьшение объема или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении его цены. Маленькая хитрость, с помощью которой производители маскируют повышение цены.
Явление это в последнее время стало повсеместным. Молоко теперь разливают в тару по 900-950 мл, дошли и до 850 мл. Килограммовых пакетов сахара или риса сейчас днем с огнем не найти, новый негласный «стандарт» упаковки составляет 900 г. И так во всем! Плитки шоколада похудели до 85 г, подсолнечное масло разливают в бутылки по 900 мл, сливочное фасуют по 180 г. А вспомним абсурдный эксперимент с «девятком» яиц...
Такое жонглирование цифрами только запутывало потребителей, о чем они не раз жаловались в Генеральную прокуратуру. И вот ведомство наконец-то решило вмешаться в ситуацию и настояло на внесении изменений в «упаковочный» ГОСТ 8.579-2019. Так что теперь продукты первой необходимости можно разливать и упаковывать только в тару фиксированного веса и объема.
Новые правила касаются соли, сахара, муки, риса, пшена, подсолнечного и сливочного масла, вермишели, чая, молока, гречки. Для сыпучих продуктов стандартной считается упаковка весом 500, 1000 и 2000 г, а для жидких — 200, 250, 500, 1000 и 2000 мл. Получается, с шринкфляцией покончено, и мы возвращаемся в мир привычных стандартов? Как бы не так! Проблема в том, что все ГОСТы в нашей стране имеют рекомендательный характер, и нет механизмов, которые могли бы заставить производителей их соблюдать. Дело это сугубо добровольное.
Исследования показывают, что потребители до сих пор доверяют аббревиатуре ГОСТ и с большей охотой приобретают товары с этими буквами на упаковке. Означает ли это, что производитель обязан соблюдать требования нормативных документов? Не совсем так. В последнее время бизнес предпочитает выпускать соответствующие ГОСТу продукты, а фасовать их уже по ТУ (техническим условиям, которые каждый производитель пишет для себя сам).
А потому можно смело говорить, что принятые по настоянию Генпрокуратуры изменения в ГОСТ не окажут серьезного влияния на рынок, с которого никуда не денутся ни 900-граммовые упаковки риса и гречки, ни 930-миллилитровые бутылки молока. И покупателям придется всматриваться в мелкие строчки с цифрами и производить сложные расчеты в уме. А если некоторые производители и перейдут на честные литры и настоящие килограммы, то это будет скорее исключением из правил.
По словам председателя Союза потребителей России Петра Шелища, для того чтобы у производителей больше не было возможности манипулировать ценами и вводить покупателей в заблуждение, нужны другие решения. «Нужен не столько ГОСТ на упаковку, сколько единообразие ценников, на которых должна быть указана как стоимость за упаковку товара, так и за единицу его веса-объема, — предлагает эксперт. — Только в этом случае манипуляции с ценами потеряют смысл».
Впрочем, обновленный ГОСТ можно рассматривать и как приглашение к сотрудничеству. А если бизнес его проигнорирует, то за ним скоро могут последовать другие, более жесткие и обязательные для исполнения решения, касающиеся как упаковки, так и информации, указываемой на ценниках. Приведет ли это к повышению цен? Скорее всего, да. Но зато мы хотя бы будем понимать, сколько именно платим и за что.