Главная Экономика 00:02 10 Июня 2020 3616
Последний троллейбус плывет по Москве

Неужели «рогатые» свое отъездили? Не все пассажиры с этим согласны

Сергей Бирюков
Троллейбусы к работе готовы. Готова ли к работе с ними московская власть? Фото автора

Долгое время троллейбус оставался одной из самых знаковых примет столичной жизни — любимой жителями этого города, воспетой поэтами и киношниками. И вот в сентябре текущего, 2020-го, по планам московского правительства, троллейбусное движение в столице должно прекратиться, не дожив до своего 87-летия. Жаль, очень жаль! И дело тут не только в окуджавской ностальгии — это и сегодня вполне современный и экономичный транспорт.

Еще совсем недавно Москва обладала самой протяженной в мире троллейбусной сетью. Но столичные власти рьяно взялись за ее упразднение. Из действовавших в городе еще четыре года назад сотни троллейбусных маршрутов к началу 2020-го сохранялось лишь 36. Но и здесь, говорят нам, «рогатые» свое отъездили, пора уступить дорогу. Этот вид транспорта, уверяют нас, устарел, недостаточно экономичен, отечественная промышленность не выпускает качественных машин, да и контактная сеть слишком дорога. Зато есть прекрасная альтернатива — электробус...

Сотни таких быстрых и экологичных машин бегают по Москве. От города зависит - сделать их еще более современными или уничтожить вовсе

Так ли это? Давайте разбираться. Нет привязки к проводам — да, это преимущество. Но электробус может проехать с быстрой подзарядкой на конечных станциях не больше 100 км. И подзарядка занимает 15-20 минут. Значит, требуется больше машин. Для примера (данные фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца»): на маршруте № 73, проложенном в районе ВДНХ и Останкино, работали 22 троллейбуса, а электробусов нужно уже 34. Притом что электробус стоит 33 млн рублей, а традиционный троллейбус — 12 млн. То есть стоимость подвижного состава подскочила сразу в 3-4 раза.

Считаем дальше. Оборудованная проводная линия длиной 25 км (я о том же 73-м маршруте) стоит 196 млн, а зарядные станции для беспроводной трассы — 441 млн, почти в 2,5 раза дороже. Обслуживание «устаревшей» развески на тех самых 25 км укладывается в 1,44 млн рублей в год, а зарядные станции требуют 18,2 млн. Ну и где здесь экономия? К тому же большая часть троллейбусной сети в Москве в последние 20 лет была модернизирована в соответствии с мировыми стандартами: держатели плавной кривизны, углепластиковые кронштейны (вполне, кстати, эстетичные) позволяли не снижать скорость на поворотах. Троллейбус перестал быть громоздкой железякой, а превратился в равноправного участника движения, имеющего свои преимущества. Современные машины, идущие по выделенной полосе, могут развивать скорость 80 км/ч.

Так откуда же такая троллейбусная фобия столичной власти? Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», объясняет ее просто: «Смотрите на проезжающую мимо машину с крупной надписью «Это электробус» — и сразу видно: начальство заботится о городе. А замените вы один троллейбус на другой — не тот эффект...»

И снова вернемся к расчетам. Во-первых, 300 этих электробусов пока хватило только для компенсации 12 из отмененных троллейбусных маршрутов, 18 маршрутов не заменили ничем, а для 35 остальных закуплены: дизельные автобусы. Во-вторых, и на электробусах стоят дизельные печки, поскольку мощности аккумуляторов на отопление салона зимой не хватает. Какая ж тут экология?

Троллейбус - еще и туристическая достопримечательность, и частичка московского культурного кода

Во многих городах мира пошли по другому пути — совершенствования троллейбуса. Прага, Сан-Франциско, Сиэтл, Бостон, Женева, Лозанна: В Пекине, опробовав электробусы с ночной подзарядкой, поняли, что списывать «рогатых» еще рано, и теперь там ходят усовершенствованные троллейбусы. Точнее — электробусы с динамической подзарядкой. Это синтез традиционной проводной и аккумуляторной машины. Есть провод — она едет и одновременно заряжается от него, провод кончился — опускает штанги и движется автономно. И дизельная печка без надобности.

Кстати, такие машины и в России есть. Разработал их Энгельсский завод электрического транспорта (тот самый, что когда-то делал легендарные синие МТБ-82, воспетые Окуджавой). Стоят каждая около 20 млн — подороже обычного троллейбуса, но почти вполовину дешевле «московского» электробуса. Важно и то, что для транспортного перевооружения не понадобятся дополнительные водительские кадры, которых в столице и без того остро не хватает.

Так что совсем не такой уж он ностальгически-лирической, вопрос сохранения и развития троллейбуса. Это поняли уже в других российских городах. В том же Санкт-Петербурге три года работают современные «троллики», их число перевалило за сотню и постоянно растет. А Москва почему-то никаким аргументам не верит, стоит на своем. Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов уверяет, будто московский вариант электробуса обойдется в среднесрочной перспективе (15 лет) на 10% дешевле троллейбуса, но с какого потолка взята эта цифра, не уточняет.

Телеведущая Яна Чурикова выразила свое отношение к троллейбусам уже тем, что многократно вела парады исторических машин

В декабре прошлого года в Мосгордуме прошел круглый стол экспертов и депутатов, где шла речь о необходимости развития троллейбусной системы как органической части транспортного комплекса города. Но к этим выводам столичные власти остались глухи. Пройдет еще немного времени — и возрождать и развивать станет уже нечего. Московские власти по-прежнему готовы вбухивать деньги в дорогостоящие проекты-игрушки, будто ни пандемии, ни кризиса не случилось.

Голоса

Дарья Беседина, депутат Московской городской думы

— На наш декабрьский круглый стол по судьбе московского троллейбуса мэрия отреагировала, точнее не отреагировала так, будто его и вовсе не было. Хотя и я, и другие его участники убеждены, что будущее городов — это электрический транспорт. Те города, где он есть, обладают ценнейшим активом, который накапливался десятилетиями и позволяет шагнуть в будущее — запустить троллейбусы с увеличенным автономным ходом и динамической зарядкой, тем самым сделав экологичной и удобной значительную часть городского транспорта. К сожалению, сейчас в этой инфраструктуре уже многое уничтожено, но прекращать борьбу тем более нельзя, если мы хотим жить в современном безопасном, экологичном и красивом городе.

Иван Засурский, член Совета по правам человека при президенте РФ

— Моя позиция проста: троллейбус — это экологический социальный транспорт, недорогой и удобный, особенно для пожилых людей, которые привыкли к его маршрутам, и им трудно приспособиться к переменам последнего времени. Конечно, кое-кому не нравятся натянутые тут и там провода, но большинство недовольных пеняют на другое — якобы неповоротливость троллейбусов. Однако на выделенных полосах они не мешают никому. А если тревожит проблема движения, зачем было проводить авантюрную тотальную реконструкцию дорожной сети, заузившую проезжую часть и создавшую широченные тротуары, по которым некому ходить, и велодорожки, по которым не ездят велосипедисты? Может, 10 лет назад, когда людей реально было пересадить на общественный транспорт, это бы сработало, но во времена эпидемии все эти, казалось бы, беспроигрышные ставки оказались битыми. Автомобили с точки зрения распространения заразы безопаснее — но они застревают в пробках, а «бутылочных горлышек» на дорогах стало только больше. Замкнутый круг! В выигрыше лишь те, кто собирает доходы с парковок и эвакуаторов.

В Германии контактную сеть специально строят даже на междугородних трассах для подзарядки электрогрузовиков. А у нас и строить не надо, она уже есть! Но нет — мы рушим то, что имеем...

Еще Дарвин говорил, что выживает тот, кто лучше адаптируется к переменам. Эпидемия стала такой проверкой на выживаемость. Было бы странно, если бы городские приоритеты и программы развития остались неизменными. Конечно, ломка планов — это болезненно, но, похоже, время разбрасываться деньгами пришло к концу. Хватит тратиться на дорогую технику взамен троллейбусов и считать это вкладом в развитие: такая ошибка ведет к постоянным расходам на солярку и колоссальным вложениям в инфраструктуру для «сырой» технологии. Троллейбусы нужно не отменять, а развивать.

Экономика 00:01 / 14 Марта 2025 9831
Их не догонят

Почему цены на продукты растут быстрее зарплаты?

Александр Киденис
Труд
В Госдуме задумались о регулировании цен. Во времена СССР это было чревато дефицитом. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона, ограничивающего торговые наценки на социально значимые продукты питания. Такой порядок существовал в советские времена, что неизменно оборачивалось дефицитом. Как сложится...

Нас должно быть больше. Но как от слов перейти к делу исправления демографической ситуации?

Александр Киденис
Труд
За год в России почти четверть миллиона как корова языком слизала. Фото: Сергей Фомин/Russian Look, globallookpress.com

«Та страна богаче, где проживает больше людей», — писал английский классик политэкономии Давид Рикардо, один из отцов-основателей современной экономической науки. Однако наша Россия по этой формуле с каждым...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2025 6054
Слив в оффшор

Почему тарифы ЖКХ растут быстрее, чем пенсии и зарплаты

Александр Киденис
Труд
Самая большая неприятность впереди: летом нас ожидает увеличение коммунальных тарифов на электроэнергию, воду и отопление. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

В новом году цены на социально значимые товары и услуги растут как на дрожжах. В январе подорожали общественный транспорт, вывоз мусора, взносы на капремонт многоквартирных домов и даже пошлина на расторжение...

По версии надзорного ведомства, два топ-менеджера газового холдинга обеспечивали выгодные контракты для подконтрольных им фирм

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший топ-менеджер энергетического блока группы «Газпром» Алексей Митюшов и бывший глава департамента маркетинга «Газпрома», генеральный директор компании «Русхимальянс» Кирилл Селезнев вывели из активов...

Как пишет британский журнал The Economist, в ее условиях отсутствуют «более широкие гарантии безопасности»

Фото: Геннадий Минченко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Занимающий пост президента Украины Владимир Зеленский не станет подписывать второе соглашение с США о разработке полезных ископаемых, если в нем не будут прописаны гарантии безопасности для Украины. Об этом сообщил британский журнал The Economist...

Лозунг «Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» берут на вооружение хозяева ночлежек и граждане, сдающие жильцам квартиры

Ольга Лернер
Труд
Фото: David Oxberry/moodboard, globallookpress.com

«Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» — такой плакат сатирик Михаил Зощенко подметил когда-то в доме отдыха рабочих в крымской Феодосии. Сегодня в России этот лозунг берут на вооружение хозяева...

Одно время показалось, что мы шагнули в новую эру. А по сути, погружались в кредиты и долги

Надежда Арабкина
Труд
В этой куче вышедших в тираж телефонов есть такие, которые и сейчас работали бы. Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

— Ваш автомобиль пора выбросить, возьмите кредит и купите новый, у нас сегодня хорошие условия по обмену, — выдал мне бесплатный совет приемщик в сервис-центре. На вид ему было хорошо за 50,...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Деньги не пахнут: дачные туалеты обложат налогом. А также бани и теплицы

Ирина Хмара
Труд
Налоговики решили напомнить о том, что постройки с фундаментом обложены налогом. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Паника среди дачников и сельчан: граждан, у которых на участках есть бани, теплицы и туалеты, теперь заставят платить за них налог. «Это что, шутка?!» — бурлят соцсети. Да не совсем....

Экономика 00:11 / 14 Марта 2025 3911
К вам едет ревизор

Сотни ревизоров инкогнито отправятся в этом году инспектировать российские отели и рестораны

Максим Башкеев
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Перед ними поставлена задача: выявить слабые места в отечественной индустрии гостеприимства и помочь исправить ошибки. На что будут обращать внимание проверяющие и помогут ли они повысить уровень сервиса? «Отвратительный...

Россиянам сегодня почему-то не меняют доллары

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Проблема внезапного вывода из оборота денег в связи с заменой старых купюр или переходом на новые деньги всегда ущемляет рядовых граждан. Те регулярно страдают от финансовых маневров государств, валютных зон, Центробанков. Помнится,...

Государство наконец-то занялось мерами по обузданию бедствия, давно охватившего страну. Но увы: они недостаточны и явно запоздали

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Типичная жертва мошенника - пенсионер. Фото: Matthias Balk/dpa, globallookpress.com

В Госдуму внесен проект федерального закона «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»....

Роспатент создал уникальный прецедент

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Ramon Costa, globallookpress.com

Роспатент официально зарегистрировал товарный знак Ericsson за российским производителем кондиционеров ООО «Р-Климат» («Русклимат»). Создан уникальный прецедент, который остряки уже назвали «импортовозвращение». Вообще...

По сравнению с прошлым годом сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30%

Евгений Акатов
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

По прогнозам специалистов, россияне в 2025 году столкнутся с заметным подорожанием услуг ЖКХ. Сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Неужели нельзя обуздать тарифные аппетиты? Дмитрий...

Российское правительство, как видно, не горит желанием подводить итоги их реализации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Премьер-министр Михаил Мишустин бегло сообщил: «Все, что запланировано, выполняется». Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

В 2018 году, заступив на очередной срок своего президентства, Владимир Путин издал указ, который у нас принято называть майским, потому что он был подписан 7 мая. Документ обозначал национальные цели развития на шесть...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 3393
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...