Главная Экономика 00:02 10 Июня 2020 3474
Последний троллейбус плывет по Москве

Неужели «рогатые» свое отъездили? Не все пассажиры с этим согласны

Сергей Бирюков
Троллейбусы к работе готовы. Готова ли к работе с ними московская власть? Фото автора

Долгое время троллейбус оставался одной из самых знаковых примет столичной жизни — любимой жителями этого города, воспетой поэтами и киношниками. И вот в сентябре текущего, 2020-го, по планам московского правительства, троллейбусное движение в столице должно прекратиться, не дожив до своего 87-летия. Жаль, очень жаль! И дело тут не только в окуджавской ностальгии — это и сегодня вполне современный и экономичный транспорт.

Еще совсем недавно Москва обладала самой протяженной в мире троллейбусной сетью. Но столичные власти рьяно взялись за ее упразднение. Из действовавших в городе еще четыре года назад сотни троллейбусных маршрутов к началу 2020-го сохранялось лишь 36. Но и здесь, говорят нам, «рогатые» свое отъездили, пора уступить дорогу. Этот вид транспорта, уверяют нас, устарел, недостаточно экономичен, отечественная промышленность не выпускает качественных машин, да и контактная сеть слишком дорога. Зато есть прекрасная альтернатива — электробус...

Сотни таких быстрых и экологичных машин бегают по Москве. От города зависит - сделать их еще более современными или уничтожить вовсе

Так ли это? Давайте разбираться. Нет привязки к проводам — да, это преимущество. Но электробус может проехать с быстрой подзарядкой на конечных станциях не больше 100 км. И подзарядка занимает 15-20 минут. Значит, требуется больше машин. Для примера (данные фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца»): на маршруте № 73, проложенном в районе ВДНХ и Останкино, работали 22 троллейбуса, а электробусов нужно уже 34. Притом что электробус стоит 33 млн рублей, а традиционный троллейбус — 12 млн. То есть стоимость подвижного состава подскочила сразу в 3-4 раза.

Считаем дальше. Оборудованная проводная линия длиной 25 км (я о том же 73-м маршруте) стоит 196 млн, а зарядные станции для беспроводной трассы — 441 млн, почти в 2,5 раза дороже. Обслуживание «устаревшей» развески на тех самых 25 км укладывается в 1,44 млн рублей в год, а зарядные станции требуют 18,2 млн. Ну и где здесь экономия? К тому же большая часть троллейбусной сети в Москве в последние 20 лет была модернизирована в соответствии с мировыми стандартами: держатели плавной кривизны, углепластиковые кронштейны (вполне, кстати, эстетичные) позволяли не снижать скорость на поворотах. Троллейбус перестал быть громоздкой железякой, а превратился в равноправного участника движения, имеющего свои преимущества. Современные машины, идущие по выделенной полосе, могут развивать скорость 80 км/ч.

Так откуда же такая троллейбусная фобия столичной власти? Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», объясняет ее просто: «Смотрите на проезжающую мимо машину с крупной надписью «Это электробус» — и сразу видно: начальство заботится о городе. А замените вы один троллейбус на другой — не тот эффект...»

И снова вернемся к расчетам. Во-первых, 300 этих электробусов пока хватило только для компенсации 12 из отмененных троллейбусных маршрутов, 18 маршрутов не заменили ничем, а для 35 остальных закуплены: дизельные автобусы. Во-вторых, и на электробусах стоят дизельные печки, поскольку мощности аккумуляторов на отопление салона зимой не хватает. Какая ж тут экология?

Троллейбус - еще и туристическая достопримечательность, и частичка московского культурного кода

Во многих городах мира пошли по другому пути — совершенствования троллейбуса. Прага, Сан-Франциско, Сиэтл, Бостон, Женева, Лозанна: В Пекине, опробовав электробусы с ночной подзарядкой, поняли, что списывать «рогатых» еще рано, и теперь там ходят усовершенствованные троллейбусы. Точнее — электробусы с динамической подзарядкой. Это синтез традиционной проводной и аккумуляторной машины. Есть провод — она едет и одновременно заряжается от него, провод кончился — опускает штанги и движется автономно. И дизельная печка без надобности.

Кстати, такие машины и в России есть. Разработал их Энгельсский завод электрического транспорта (тот самый, что когда-то делал легендарные синие МТБ-82, воспетые Окуджавой). Стоят каждая около 20 млн — подороже обычного троллейбуса, но почти вполовину дешевле «московского» электробуса. Важно и то, что для транспортного перевооружения не понадобятся дополнительные водительские кадры, которых в столице и без того остро не хватает.

Так что совсем не такой уж он ностальгически-лирической, вопрос сохранения и развития троллейбуса. Это поняли уже в других российских городах. В том же Санкт-Петербурге три года работают современные «троллики», их число перевалило за сотню и постоянно растет. А Москва почему-то никаким аргументам не верит, стоит на своем. Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов уверяет, будто московский вариант электробуса обойдется в среднесрочной перспективе (15 лет) на 10% дешевле троллейбуса, но с какого потолка взята эта цифра, не уточняет.

Телеведущая Яна Чурикова выразила свое отношение к троллейбусам уже тем, что многократно вела парады исторических машин

В декабре прошлого года в Мосгордуме прошел круглый стол экспертов и депутатов, где шла речь о необходимости развития троллейбусной системы как органической части транспортного комплекса города. Но к этим выводам столичные власти остались глухи. Пройдет еще немного времени — и возрождать и развивать станет уже нечего. Московские власти по-прежнему готовы вбухивать деньги в дорогостоящие проекты-игрушки, будто ни пандемии, ни кризиса не случилось.

Голоса

Дарья Беседина, депутат Московской городской думы

— На наш декабрьский круглый стол по судьбе московского троллейбуса мэрия отреагировала, точнее не отреагировала так, будто его и вовсе не было. Хотя и я, и другие его участники убеждены, что будущее городов — это электрический транспорт. Те города, где он есть, обладают ценнейшим активом, который накапливался десятилетиями и позволяет шагнуть в будущее — запустить троллейбусы с увеличенным автономным ходом и динамической зарядкой, тем самым сделав экологичной и удобной значительную часть городского транспорта. К сожалению, сейчас в этой инфраструктуре уже многое уничтожено, но прекращать борьбу тем более нельзя, если мы хотим жить в современном безопасном, экологичном и красивом городе.

Иван Засурский, член Совета по правам человека при президенте РФ

— Моя позиция проста: троллейбус — это экологический социальный транспорт, недорогой и удобный, особенно для пожилых людей, которые привыкли к его маршрутам, и им трудно приспособиться к переменам последнего времени. Конечно, кое-кому не нравятся натянутые тут и там провода, но большинство недовольных пеняют на другое — якобы неповоротливость троллейбусов. Однако на выделенных полосах они не мешают никому. А если тревожит проблема движения, зачем было проводить авантюрную тотальную реконструкцию дорожной сети, заузившую проезжую часть и создавшую широченные тротуары, по которым некому ходить, и велодорожки, по которым не ездят велосипедисты? Может, 10 лет назад, когда людей реально было пересадить на общественный транспорт, это бы сработало, но во времена эпидемии все эти, казалось бы, беспроигрышные ставки оказались битыми. Автомобили с точки зрения распространения заразы безопаснее — но они застревают в пробках, а «бутылочных горлышек» на дорогах стало только больше. Замкнутый круг! В выигрыше лишь те, кто собирает доходы с парковок и эвакуаторов.

В Германии контактную сеть специально строят даже на междугородних трассах для подзарядки электрогрузовиков. А у нас и строить не надо, она уже есть! Но нет — мы рушим то, что имеем...

Еще Дарвин говорил, что выживает тот, кто лучше адаптируется к переменам. Эпидемия стала такой проверкой на выживаемость. Было бы странно, если бы городские приоритеты и программы развития остались неизменными. Конечно, ломка планов — это болезненно, но, похоже, время разбрасываться деньгами пришло к концу. Хватит тратиться на дорогую технику взамен троллейбусов и считать это вкладом в развитие: такая ошибка ведет к постоянным расходам на солярку и колоссальным вложениям в инфраструктуру для «сырой» технологии. Троллейбусы нужно не отменять, а развивать.

Почему в России продукты дорожают, а в Китае дешевеют?

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Россия стала одним из мировых лидеров по экспорту продовольствия и даже обещает чуть ли не накормить весь мир экологичными продуктами. Но как обстоит дело с питанием внутри страны? На днях президент Владимир...

Экономика 00:01 / 25 Октября 2024 10306
Идут белые снеги

Наступающая зима станет очередным испытанием для коммунальных служб и граждан - в этом нет сомнений

Александр Киденис
Труд
Многие будущие виновники ЧП уже готовы к оправданиям: мол, нечем ремонтировать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещает нам аномальную зиму 2024-2025 годов с резкими перепадами температуры и рекордными осадками — самую снежную за 300 лет. Слушаешь такие прогнозы и заранее...

Бюджетные деньги были переведены учрежденной «Роснано» компании «Пластик Лоджик», не имевшей технологий и кадров для создания подобных устройств 

Экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Бывшие руководители государственной корпорации «Роснано» похитили более 13 миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для производства устройств на основе так называемой гибкой электроники. Последние получили в народе...

Почему на фоне роста благосостояния гражданам все больше нравится секонд-хенд

Александр Киденис
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Продажи подержанных автомашин в России бьют рекорды: более 560 тысяч штук только за август. Ажиотажный спрос, до 30% и выше, зафиксирован на бывшую в употреблении технику и электронику, а также на компьютеры...

Странные вещи происходят на российском продовольственном рынке

Александр Киденис
Труд
В подорожании масла в «Союзмолоке» обвинили россиян, которые съели аномально много... мороженого. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Екатеринбурге случилось небывалое: гангстеры обокрали не ювелирный или винно-водочный магазин, а молочный: похитили... сливочное масло. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что операция была не спонтанной, а продуманной....

«Друзья России - армия, флот и крепкие финансы», - заявил глава Минфина Антон Силуанов

Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы — Если анализировать заявления прежних лет: Вот отдадим [электроэнергетику] частникам — и они будут наращивать мощности. Что нарастили-то? В атомной энергетике...

Экономика 00:02 / 11 Октября 2024 5184
Свечку не держали

Министер сельского хозяйства Оксана Лут призвала молиться богу о дожде

Алекс Зверев
Труд
Министер сельского хозяйства Оксана Лут. Фото: Sergey Elagin, globallookpress.com

Что творится у нас на продовольственном рынке, одному Богу известно. Или, возможно, покровителю урожая Илье-пророку. В начале октября Михаил Мишустин заявлял о рекордных урожаях. «Мы ждем еще результатов этого...

Соответствующий указ с целью достижения установленных показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» подписал Махмуд-Али Калиматов

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Еще одной задачей совета станет создание благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности. В его состав включены председатель регионального правительства Владимир Сластенин,  вице-премьеры, представители регминистерств, экономических...

Единственный производитель алюминиевой тары – компания «Урбан Крафт» – объявила о переходе с полулитровых банок на 0,45 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Пиво в банках объемом 0,5 литра больше не будет доступно в России, равно как и любые другие напитки. Об этом в четверг, 31 октября сообщает Telegram-канал Mash. По данным обозревателей, единственный в стране производитель алюминиевой упаковки...

Где стране с дефицитом населения найти кандидатов на «безнадежные» вакансии?

Александр Киденис
Труд
Фото: Aleksander Polyakov, globallookpress.com

Во вторник, 1 октября, отмечался День пожилого человека. И статистики порадовали сообщением о росте численности работающих пенсионеров в России — более чем на миллион за последнюю пятилетку. При...

Мероприятие пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоится ярмарка «Дошо Гуйре». Она пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Глава республики Махмуд-Али Калиматов отметил, что событие должно привлечь множество...

Президент России намерен предложить коллегам создать новую глобальную финансово-платежную систему

Фото: Михаил Метцель/пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин представит на саммите БРИКС в Казани план по разрушению долларовой системы. Об этом сообщило издание The Economist. Как сказано в статье, Путин намерен предложить лидерам стран – членов объединения создать...

Власти региона активно работают над повышением доходной базы бюджета, и в 2024 году это принесло свои плоды 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Руководство Ингушетии прилагает все усилия, чтобы достичь стабильного социально-экономического развития региона, и сумело добиться сокращения просроченной задолженности перед федеральным центром. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул,...

Экономика 00:09 / 15 Ноября 2024 4142
Игра в бутылочку

Государственная дума и Совет Федерации ударили по злостным виновникам падения рождаемости с двух сторон

Марина Крючкова, Максим Башкеев
Труд
За первое полугодие в России родились 599,6 тысячи детей — абсолютный минимум за нашу новейшую историю. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На минувшей неделе, кто не заметил, у нас отличились сразу обе палаты парламента. Госдума мигом, во втором и третьем чтениях, приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. А Совет Федерации, зайдя на цель...

В ходе своего выступления на форуме глава РФ отметил, что доллар сегодня используется как оружие, что является «большой ошибкой тех, кто это делает» 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин на саммите БРИКС в Казани после завершения заседания организации в расширенном составе ознакомился с символической «купюрой БРИКС». Об этом в среду, 23 октября сообщает «РИА Новости». Журналисты...

Он героически пробивался к месту обрыва линий электропередачи в Пермском крае. Но так и не пробился

Алекс Зверев
Труд
Фото: пресс-служба компании «Россети Урал»

Компания «Россети Урал» опубликовала фотографии своего снегоболотохода, безнадежно застрявшего в Пермском крае на пути к месту обрыва линий электропередачи в Березниковском округе. Из-за чего сотни домовладений...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?