Главная Экономика 00:18 10 Апреля 2020 1227
Авиацию просят крылья не складывать

Когда все это закончится, самолетам заново придется учиться летать

Галина Пономарева
Сейчас из 25 тысяч воздушных судов во всем мире 90% стоят на земле, убытки оцениваются миллиардами долларов. Фото: © Leonid Faerberg, globallookpress.com

Эпидемия лишила нас такой радости, как свобода передвижения. Приняты невиданные в истории меры социальной изоляции граждан: по домам сидят 3,5 млрд человек в 78 странах, или 43% населения Земли. Будем думать, что в обозримом будущем привычный образ жизни к нам вернется, мы снова станем путешествовать не только в онлайне. Но выживет ли к тому времени гражданская авиация? Сейчас эксперты озабочены последствиями беспрецедентного кризиса, поставившего отрасль на край пропасти. Как будут развиваться события?

Это не первый кризис, который переживает крылатая отрасль. Влияли на нее и нефтяное эмбарго 1973 года, и теракты 11 сентября 2001 года в США, и извержение вулкана с непроизносимым названием в Исландии в 2010-м. Да и после финансовых передряг 2008 года количество рейсов внутри Европы восстановилось до прежнего уровня только через восемь лет. Но нынешняя ситуация просто ужасна.

Сейчас из 25 тысяч воздушных судов во всем мире 90% стоят на земле, убытки оцениваются миллиардами долларов. По данным ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта), треть перевозчиков готовы покинуть рынок. Никто не знает подлинных масштабов пандемии COVID-19 и сроков ее окончания. Бизнес действует (или уже бездействует) в условиях полной неопределенности.

Самый мягкий, «мечтательный» вариант предполагает, что пик эпидемии придется на апрель-май, перевозки начнут восстанавливаться в начале лета, а ближе к Новому году население все забудет, как страшный сон. «Консервативный» вариант с вероятностью в 50% сдвигает пик кризиса на конец лета — осень. В самом тяжелом случае грядет второй пик эпидемии, все затянется до 2021 года, а перевозки начнут оживать только к лету будущего года...

По оценке видного эксперта Рикардо Женова, только четверть мировых авиакомпаний способны продержаться два-три месяца без выручки, сохранив при этом флот и персонал. Остальные за это время окажутся на краю пропасти банкротства. В группе риска — экстремальные лоукостеры, получающие прибыль за счет большого объема перевозок по минимальным тарифам. Пока нет проблем у грузовых перевозчиков: им только добавилось работы. Китайские авиакомпании возят грузы в пассажирских салонах воздушных судов. Нет сомнений, что выживут крупные авиакомпании, произойдет концентрация рынка. Значит, исчезнет конкуренция, что всегда невыгодно потребителям.

Крис Терри, эксперт британского консалтингового агентства CTAIRA, считает, что спрос на перевозки в докризисном объеме едва ли восстановится даже к 2022 году. Прекратится выпуск воздушных гигантов Airbus A380 и Boeing 777. Самолеты станут дешевле. Стоимость лизинга снизится. Государствам придется поддерживать своих авиастроителей. Так, госбюджет США готов выделить отрасли 58 млрд долларов.

А чего ожидать российским авиакомпаниям? Пока только «Аэрофлоту» удалось подписать соглашение с «ВТБ Лизингом» о переносе на июль 2021 года платежей по 67 самолетам (около 20% всего авиапарка). Это первый прецедент отсрочки платежей на российском авиарынке. Иностранные владельцы самолетов и поставщики запчастей пока не готовы нести убытки из-за отложенных платежей. Их позиция: слабые должны уйти, выживает сильнейший, и нечего трясти деньги из государства, которому и так нелегко. Скорее всего, мелким авиакомпаниям, составляющим часть транспортной системы страны, придется вернуть арендованные воздушные суда и уйти в небытие. Позиции «Аэрофлота», занимающего сейчас свыше 40% рынка в стране, еще больше укрепятся в отсутствие конкурентов.

Последствия кризиса коснутся 67 млн авиаработников по всему миру. Сохранить персонал и избежать социальной напряженности — самая большая проблема компаний. Зарубежные перевозчики выплачивают часть зарплаты летному персоналу на время простоя — к примеру, в Греции это 800 долларов в месяц из бюджета страны. В России пока ограничились созданием горячей линии для работодателей. Юристы консультируют их, как мотивировать сотрудников в условиях удаленной работы. Что делать с летчиками, которые удаленно работать не могут, пока неясно. На этом фоне неожиданным стало решение продлить срок трудовых контрактов иностранным пилотам еще на пять лет, «чтобы не допустить возможного дефицита командиров воздушных судов».

Сейчас идея у авиакомпаний одна: выжить. Так считает Дмитрий Миргородский, партнер консалтинговой компании Concuros. Прекращение с 27 марта международных перевозок, дающих основную прибыль, плюс девальвация рубля, подешевевшего на треть, плюс постоянные расходы на аренду и обслуживание воздушных судов ежедневно добавляют убытков. «Возврат в прошлый век вследствие разрушения рынка — вполне реальный вариант ближайшего будущего», — заключает эксперт.

Что делать

Рецепты по спасению авиакомпаний мало чем отличаются от бесплатных советов, которыми сегодня «лечат» налево и направо всех утопающих. Вот они:

— в первую очередь — максимально сократить расходы. Оперативно анализировать ситуацию, своевременно принимать решения о приостановке деятельности;

— сохранить персонал путем максимально возможного перевода на удаленку;

— своевременно информировать о положении дел коллектив, клиентов, контрагентов и партнеров компании;

— планомерно работать с государственными органами по части минимизации налогообложения и получения субсидий. Лоббировать нужные для бизнеса решения со стороны регуляторов;

— контактировать с кредиторами и отвечать на запросы СМИ — все должны понимать, что и почему вы делаете, и быть уверенными в том, что их интересы учтены;

— иметь заранее подготовленный план деятельности в условиях переформатирования рынка по окончании кризисного периода.

Экономика 00:01 / 14 Марта 2025 9831
Их не догонят

Почему цены на продукты растут быстрее зарплаты?

Александр Киденис
Труд
В Госдуме задумались о регулировании цен. Во времена СССР это было чревато дефицитом. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона, ограничивающего торговые наценки на социально значимые продукты питания. Такой порядок существовал в советские времена, что неизменно оборачивалось дефицитом. Как сложится...

Нас должно быть больше. Но как от слов перейти к делу исправления демографической ситуации?

Александр Киденис
Труд
За год в России почти четверть миллиона как корова языком слизала. Фото: Сергей Фомин/Russian Look, globallookpress.com

«Та страна богаче, где проживает больше людей», — писал английский классик политэкономии Давид Рикардо, один из отцов-основателей современной экономической науки. Однако наша Россия по этой формуле с каждым...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2025 6054
Слив в оффшор

Почему тарифы ЖКХ растут быстрее, чем пенсии и зарплаты

Александр Киденис
Труд
Самая большая неприятность впереди: летом нас ожидает увеличение коммунальных тарифов на электроэнергию, воду и отопление. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

В новом году цены на социально значимые товары и услуги растут как на дрожжах. В январе подорожали общественный транспорт, вывоз мусора, взносы на капремонт многоквартирных домов и даже пошлина на расторжение...

По версии надзорного ведомства, два топ-менеджера газового холдинга обеспечивали выгодные контракты для подконтрольных им фирм

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший топ-менеджер энергетического блока группы «Газпром» Алексей Митюшов и бывший глава департамента маркетинга «Газпрома», генеральный директор компании «Русхимальянс» Кирилл Селезнев вывели из активов...

Как пишет британский журнал The Economist, в ее условиях отсутствуют «более широкие гарантии безопасности»

Фото: Геннадий Минченко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Занимающий пост президента Украины Владимир Зеленский не станет подписывать второе соглашение с США о разработке полезных ископаемых, если в нем не будут прописаны гарантии безопасности для Украины. Об этом сообщил британский журнал The Economist...

Лозунг «Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» берут на вооружение хозяева ночлежек и граждане, сдающие жильцам квартиры

Ольга Лернер
Труд
Фото: David Oxberry/moodboard, globallookpress.com

«Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» — такой плакат сатирик Михаил Зощенко подметил когда-то в доме отдыха рабочих в крымской Феодосии. Сегодня в России этот лозунг берут на вооружение хозяева...

Одно время показалось, что мы шагнули в новую эру. А по сути, погружались в кредиты и долги

Надежда Арабкина
Труд
В этой куче вышедших в тираж телефонов есть такие, которые и сейчас работали бы. Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

— Ваш автомобиль пора выбросить, возьмите кредит и купите новый, у нас сегодня хорошие условия по обмену, — выдал мне бесплатный совет приемщик в сервис-центре. На вид ему было хорошо за 50,...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Деньги не пахнут: дачные туалеты обложат налогом. А также бани и теплицы

Ирина Хмара
Труд
Налоговики решили напомнить о том, что постройки с фундаментом обложены налогом. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Паника среди дачников и сельчан: граждан, у которых на участках есть бани, теплицы и туалеты, теперь заставят платить за них налог. «Это что, шутка?!» — бурлят соцсети. Да не совсем....

Экономика 00:11 / 14 Марта 2025 3911
К вам едет ревизор

Сотни ревизоров инкогнито отправятся в этом году инспектировать российские отели и рестораны

Максим Башкеев
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Перед ними поставлена задача: выявить слабые места в отечественной индустрии гостеприимства и помочь исправить ошибки. На что будут обращать внимание проверяющие и помогут ли они повысить уровень сервиса? «Отвратительный...

Россиянам сегодня почему-то не меняют доллары

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Проблема внезапного вывода из оборота денег в связи с заменой старых купюр или переходом на новые деньги всегда ущемляет рядовых граждан. Те регулярно страдают от финансовых маневров государств, валютных зон, Центробанков. Помнится,...

Государство наконец-то занялось мерами по обузданию бедствия, давно охватившего страну. Но увы: они недостаточны и явно запоздали

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Типичная жертва мошенника - пенсионер. Фото: Matthias Balk/dpa, globallookpress.com

В Госдуму внесен проект федерального закона «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»....

Роспатент создал уникальный прецедент

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Ramon Costa, globallookpress.com

Роспатент официально зарегистрировал товарный знак Ericsson за российским производителем кондиционеров ООО «Р-Климат» («Русклимат»). Создан уникальный прецедент, который остряки уже назвали «импортовозвращение». Вообще...

По сравнению с прошлым годом сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30%

Евгений Акатов
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

По прогнозам специалистов, россияне в 2025 году столкнутся с заметным подорожанием услуг ЖКХ. Сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Неужели нельзя обуздать тарифные аппетиты? Дмитрий...

Российское правительство, как видно, не горит желанием подводить итоги их реализации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Премьер-министр Михаил Мишустин бегло сообщил: «Все, что запланировано, выполняется». Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

В 2018 году, заступив на очередной срок своего президентства, Владимир Путин издал указ, который у нас принято называть майским, потому что он был подписан 7 мая. Документ обозначал национальные цели развития на шесть...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 3393
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...