19 марта Законодательный совет Специального административного района Сянган единогласно принял Закон «О национальной безопасности», что способствовало дальнейшему совершенствованию правовой системы Сянгана. Эту новость жители Сянгана и внутренних районов КНР встретили бурным ликованием, а глава местной администрации Ли Цзячао заявил: «Этого исторического момента Сянган ждал 26 лет, 8 месяцев и 19 дней». Однако страны Запада – США, Великобритания и ряд других – выступили с безрассудной критикой законопроекта, и даже объявили о введении санкционных мер в отношении официальных лиц Сянгана. Почему же локальный законодательный акт одного из регионов Китая вызвал столь пристальное внимание? Сегодня я хотел бы поделиться с российской аудиторией полной информацией по этому вопросу.
Сянган – сверкающая жемчужина в ожерелье городов Южного Китая -- в период колонизации западными странами более 100 лет находился под властью Великобритании. После возвращения в лоно родины в 1997 году, благодаря политике «одна страна – две системы», Сянган стал окном в мир и мостом, соединяющим внутренние регионы КНР с зарубежными странами. Существовавшая в то время правовая система была сохранена и дополнена, неизменным осталось положение Сянгана как международного финансового, торгового центра и международного центра морских перевозок. Все социальные сферы полноценно развивались, а перспективы демократического развития были блестящими.
Однако в июне 2019 года при поддержке иностранных пособников местные силы, выступающие против Китая и преследующие цель дестабилизировать ситуацию в Сянгане под предлогом проведения шествий и мирных митингов стали планомерно вести террористическую деятельность, угрожавшую национальной безопасности страны, сильно ударившую по благосостоянию местных жителей. После тех событий в Сянгане долго сохранялось социальное напряжение, самым негативным образом сказавшееся на счастливой жизни сянганцев. А причиной этого стало наличие юридической бреши в законодательстве САР, касающемся национальной безопасности.
На самом деле в статье 23 Основного закона Сянгана, вступившего в силу ещё в 1997 году после создания специального административного района, четко предусмотрено, что Сянган должен принять локальный закон, карающий любые деяния против государства, включая государственную измену, сепаратизм, подстрекательство к мятежу, подрывную деятельность в отношении Центрального народного правительства КНР и незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. В нем должен был быть запрет зарубежным политическим организациям и объединениям осуществление политической деятельности в Сянгане, а также запрет политическим организациям и объединениям Сянгана контактировать с зарубежными политическими организациями и объединениями.
Однако ввиду постоянного противодействия со стороны внешних враждебных сил и локальных антикитайских сил, стремящихся пошатнуть политическую стабильность Сянгана, принятие статьи 23 Основного закона САР Сянган раз за разом переносилось, в итоге так и не было завершено. И уже после волнений, потрясших Сянган в 2019 году, пришло осознание, что защита государственного суверенитета и безопасности, интересов дальнейшего развития специального административного района – это высочайшие принципы политики «одна страна – две системы», и без обеспечения защиты государства о процветании и стабильности в регионе не может быть и речи. Лишь с принятием Закона КНР «О защите государственной безопасности САР Сянган», специальный административный район смог вернуться на трек мирного и гармоничного существования.
Закон КНР «О защите государственной безопасности САР Сянган» вступил в силу и исполнялся на протяжении последних трёх лет. За эти годы Сянган совершил переход от «установления порядка после смуты» к «возрождению после установления порядка», и именно эти три года стали периодом, когда международное сообщество давало высокую оценку перспективам Сянгана. САР сохранил статус одной из самых свободных экономик мира и региона с одним из самых высоких уровней конкурентоспособности в рейтингах множества международных организаций. Сянган занимает первые строчки Индекса глобальных мировых финансовых центров (GFCI), Глобального инновационного индекса и Индекса человеческого развития. Международный валютный фонд (IMF) в своем докладе однозначно утвердил статус Сянгана как международного финансового центра. Иностранные торговые и производственные компании положительно оценивают итоги работы по улучшению политической и деловой среды Сянгана. По результатам недавнего опроса, проведённого Американской торговой палатой в Сянгане, 79% американских компаний считают справедливыми нормы местного законодательства.
Вместе с тем администрация САР чётко понимает, что, несмотря на внешнюю стабильность местной обстановки, первопричина беспорядков ещё не искоренена, вопрос угрозы национальной безопасности по-прежнему стоит очень остро. При этом Закон КНР «О защите национальной безопасности САР Сянган» от 2020 года не обеспечивает всестороннюю защиту от различных событий и действий, которые могут возникнуть и нанести ущерб государственной безопасности, а правовая система Сянгана всё ещё требует доработки для повышения эффективности и устранения потенциальных брешей в законодательстве. И только официальное обнародование и вступление в силу Закона САР Сянган «О национальной безопасности», в котором подробно прописаны семь конкретных категорий действий, подлежащих запрету в целях защиты национальной безопасности, наконец позволили полностью восполнить юридические пробелы в данной сфере и обозначили новый исторический рубеж в деле управления Сянгана.
19 марта 2024 года. Сянган, Китай. Законодательный совет САР Сянган единогласно принимает в третьем чтении Закон о защите национальной безопасности. Фото: Синьхуа
И здесь я хотел бы особо отметить два момента. Первое: принятие Закона САР Сянган «О национальной безопасности» отражает мнение жителей Сянгана. В процессе подготовки законопроекта Сянган продемонстрировал абсолютную сознательность, единодушное согласие и непоколебимую волю, выступил в поддержку исключительной важности закона для всего общества, показывая патриотические настроения к Китаю и к Сянгану. Администрация САР проявила высокую решимость и проделала огромную работу. Были опубликованы сопроводительные справочные документы объемом более 80 страниц. На многочисленных мероприятиях, в том числе различных консультациях, замечания и предложения сторон были внимательно заслушаны, своевременно даны разъяснения и пояснения по вопросам, вызывающим сомнения сторон. Законодательный совет Сянгана крайне ответственно, скрупулёзно и на высоком профессиональном уровне проработал данный вопрос. В заявлении, опубликованном Законодательным советом, содержалось обещание добросовестно выполнять свои обязанности. В соответствии с утвержденной процедурой был сформирован специальный комитет, который постатейно рассмотрел проект закона, при этом процесс рассмотрения транслировался в прямом эфире, был абсолютно открыт и прозрачен и получил высокую оценку общественности. Представители различных кругов также оказывали всестороннюю поддержку и принимали активное участие в процессе. В поддержку данного законопроекта выступили сотни коллективов и организаций, представляющих различные слои населения, социальные круги и группы. За время общественных слушаний администрация САР получила более 13 489 мнений респондентов, из которых 13 297 высказывались в поддержку законопроекта либо оценивали его позитивно, это составило 98,58% от общего числа предложений и замечаний.
Второе: данный закон никоим образом не противоречит гарантиям демократических прав и свобод. В преамбуле закона зафиксированы три основных принципа законодательства: государственная безопасность и суверенитет, гарантия прав на свободу действий и верховенство закона. В тексте чётко прописана необходимость соблюдения баланса между защитой национальной безопасности, соблюдением свобод и развитием экономики. Помимо этого, закон классифицирует признаки состава преступления, разграничивает преступное и непреступное поведение, что в действительности направлено на защиту потребностей в деловом общении, ведении бизнеса и международных контактах между жителями Сянгана и иностранными структурами, организациями и сотрудниками. Таким образом, данный закон никак не влияет на высокую степень автономии Сянгана, не меняет существующую капиталистическую систему и образ жизни жителей САР, и не мешает нормальным контактам региона с внешним миром. Торговые палаты и предприятия иностранных государств по разным каналам довели информацию о том, что принятый закон о защите национальной безопасности сделал деловую среду Сянгана более стабильной и прозрачной, что они поддерживают и выражают понимание.
Сянган – это китайский Сянган, его дела являются исключительно внутренними делами КНР. Однако США, Великобритания и ряд других государств позволили себе резкие и безрассудные высказывания в отношении законопроекта регионального уровня, который затрагивает крайне важные вопросы защиты национальной безопасности, разработан в строгом соответствии с общепринятой международной законодательной практикой и получил широкую поддержку местных жителей. Эти государства имеют совершенные правовые системы по защите госбезопасности с огромным количеством законодательных актов, и активно распространяют собственные системы на другие страны. Их нападки на законодательную работу Сянгана не могут расцениваться иначе, чем неприкрытая политическая манипуляция и циничное проявление двойных стандартов. Подобные действия – это беззастенчивое вмешательство во внутренние дела Сянгана и КНР, грубейшее нарушение принципов международного права и базовых норм международных отношений, очередное воплощение образа мышления гегемона и политики силы, а также полного игнорирования и попрания демократии, верховенства закона, прав и свобод человека в Сянгане. Китай выражает острое недовольство и решительный протест против столь очевидных попыток сдержать развитие страны под вывеской заботы о Сянгане! Сянган сейчас уже не тот, что был сто с лишним лет назад, и уже тем более современный Китай совсем не тот, что был тогда. Все страны, которые хотели бы посредством обострения сянганского вопроса воспрепятствовать великому возрождению китайской нации и мирному укреплению позиций Китая на мировой арене, в конце концов только лоб себе разобьют и останутся в проигравших, прибитыми гвоздями справедливости к позорному столбу истории, как это было в случае с Синьцзяном и Тибетом ранее.
Россия является важнейшей силой международного сообщества, которая связана с Китаем отношениями всеобъемлющего стратегического партнёрства. Россия неизменно придерживалась справедливости, твёрдо поддерживала официальную позицию КНР по защите ключевых интересов государства в вопросах, касающихся САР, решительно возражала против вмешательства внешних сил во внутренние дела Китая. Недавно официальный представитель МИД России Мария Захарова однозначно заявила, что лицемерная и безосновательная критика законотворческого процесса региональных властей Китая со стороны США и их сателлитов есть не что иное как очередной пример грубого вмешательства во внутренние дела КНР и классическое проявление политики двойных стандартов. Китайская сторона высоко ценит и выражает искреннюю благодарность за неизменную поддержку справедливой позиции Китая со стороны правительства России и представителей различных кругов страны. Мы готовы совместно с российской стороной оказывать взаимную поддержку по вопросам защиты коренных интересов двух стран, сообща содействовать демократизации международных отношений и вместе защищать международную справедливость.
Колесо истории продолжает катиться вперёд, и справедливость всегда восторжествует! Уверен, что обеспечение высокого уровня безопасности позволит Сянгану в дальнейшем с уверенностью противостоять возможным рискам и вызовам, осуществлять ещё более качественное развитие, вывести открытость внешнему миру на более высокий уровень, достичь еще более блистательных результатов. САР непременно сыграет более важную роль в деле строительства сильного Китая и осуществления великого возрождения китайской нации, продолжит вписывать новые главы в книгу реальных достижений политики «одна страна – две системы». «Жемчужина Востока» будет сверкать ещё ослепительнее! Китай приветствует дальнейшее активное налаживание делового сотрудничества и дружеских контактов между Россией и Сянганом. Приглашаем российских друзей почаще приезжать в Китай и Сянган, чтобы своими глазами увидеть прекрасное завтра процветающего и развивающегося Сянгана.