Он прошел во второй раз и собрал картины не только из двух столиц, но также из Калмыкии, Якутии, Екатеринбурга. В конкурсной программе, которую судило авторитетное профессиональное жюри под руководством кинопродюсера Софьи Митрофановой, было представлено восемь премьерных картин. Еще ряд лент, включая психологическую драму «Лунатики» Юрия Мороза и изящную комедию «Чайка» Полины Лазаревой, были показаны вне конкурса и прошли с аншлагами.
В конкурсе «Зимнего» ожидаемо и справедливо победил фильм Ивана Твердовского «Панические атаки». На мой взгляд, это лучшая, самая цельная работа молодого (ему нет еще и 35 лет), но уже опытного фестивального бойца, автора известных фильмов «Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы», «Конференция», «Наводнение», которые побывали на фестивалях в Венеции, Торонто, Карловых Варах...
В «Панических атаках» режиссер рассказывает о девушке Вике (Лена Тронина) из депрессивного северного русского городка под Мурманском, которая в буквальном смысле слова задыхается в окружающем ее сером, сумрачном, клаустрофобическом пространстве. Невзирая на протесты матери, она всеми силами стремится уехать в соседнюю Норвегию, где уже обосновалась ее старшая сестра, и Вике это, в конечном счете, удается.
Но воплощение мечты, которая стала для девушки навязчивой идеей, обернется непредсказуемыми, шоковыми последствиями и для нее самой, и для ее старого и нового окружения, и для зрителей.Столкновение двух образов жизни, двух ментальностей, двух цивилизаций -- самое интересное в этом одновременно и остросоциальном, и условном, говорящем метафорическим языком фильме. Продюсер фильма Катерина Михайлова на премьере объявила, что «Панические атаки» выйдут в прокат уже в январе 2024 года.
Приз за лучшую режиссуру неожиданно получил молодой якутский режиссер Николай Корякин за простодушную, если не сказать наивную картину «Тимир», в непритязательной комедийной манере рассказывающую о взаимоотношениях пьющего отца и его малолетнего сына. Для серьезной ленты о проблемах отцов и детей «Тимиру» не хватает психологических мотивировок, глубины, для комедии она недостаточно изобретательная и смешная. Я искренне радуюсь поискам и победам якутского кино, но, как говорится, не в этот раз…
Приз за лучший сценарий достался Татьяне Загдай, которая на основе своей пьесы написала сценарий для фильма «Танцуй, Селедка!». Это снова кино о проблеме отцов и детей. Только здесь отношения со своим отцом выясняет не сын, а дочь в темпераментном исполнении популярной Александры Бортич. Она вполне могла рассчитывать на приз за лучшее исполнение женской роли, но жюри решило поддержать молодую актрису Полину Цыганову, дочь Евгения Цыганова, которая сыграла психологически сложную роль в фильме Ильи Михеева «110». Эта картина получила также приз за лучшее визуальное решение (оператор Алексей Зайков). Награда за лучшее исполнение мужской роли досталась Сергею Двойникову из «Панических атак».
Живописная философская фреска «Белой дороги!» режиссера из Калмыкии Эллы Манжеевой, повествующая о традициях, культуре, мифологии ее малой родины, была отмечена специальным дипломом жюри с неуклюжей формулировкой «За рассуждение на сложную тему».
Кроме показов фильмов, в рамках «Зимнего» прошли Форум киношкол, семинар «Как смотреть кино» и ряд других мероприятий, которые превратили фестиваль в настоящий праздник серьезного авторского кино. Генеральный директор «Москино» и программный директор «Зимнего» Наталья Мокрицкая сообщила, что на фестивальных мероприятиях побывали порядка 11 тысяч человек. Это значительно больше, чем было в прошлом году. Для показа фильмов пришлось открыть уже не один, а три зала кинотеатра «Художественный», который стал центральной площадкой киносмотра.
Словом, «Зимний» растет и развивается. Третий фестиваль состоится в декабре следующего года.