
В очередной раз убедился в этом, побывав на днях в Нальчике. В этом курортном городе, который когда-то претендовал на звание красивейшего на Северном Кавказе, тихо умирает очень красивый (тоже некогда) дом XIX века, имеющий гордый статус памятника культурного наследия федерального значения, известный как «дом Лепешинских». Местные чиновники много раз обещали «изучить вопрос возможности восстановления». Судя по нынешнему виду здания, вопрос этот они будут изучать до окончательной гибели памятника.
Столица Кабардино-Балкарии город Нальчик — удивительно красивое и уютное место. Здешние лечебные воздух и термальные источники наши прадеды оценили еще в конце XIX века, когда вокруг небольшого поселения начали появляться дачные пригороды. Территорию стала заселять русская интеллигенция, строились усадьбы и летние дачи.
Дом, о котором идет речь, построил для своей семьи горный инженер Лев Долинский, чье имя сегодня носит один из районов Нальчика. И если вы спросите, при чем тут Лепешинские, то я отвечу: когда после революции время дач для состоятельных людей сменилось временем санаториев для трудящихся, тут поселились соратники Владимира Ленина супруги Лепешинские.
Пантелеймон Николаевич Лепешинский был профессиональным революционером, который прошел ссылки и аресты, а под конец жизни возглавлял Исторический музей и Музей революции в Москве. Его жена Ольга Борисовна тоже была не домохозяйкой, а известным врачом, академиком медицинских наук. Именно она организовала первый в Кабардино-Балкарии санаторий для больных туберкулезом. Позднее в этом доме располагалась контора Совхоза декоративных культур, где на втором этаже было общежитие для молодых специалистов. Но народное имя «дом Лепешинских» прижилось и сохранилось до нынешней поры.
Наверное, во времена СССР это имя надежно защищало строение. За плохое содержание здания, в котором жили соратники Ильича, можно было и партбилет на стол положить. Но вот уже много лет этот исторический дом с некогда причудливой деревянной резьбой доживает совсем заброшенным. Говоря по-простому, разваливается. И похоже, печальный конец уже не за горами.
Впрочем: «Здание находится в плачевном состоянии прежде всего потому, что у него много деревянных конструкций — это и резные украшения, ставни, окна, двери, веранда. Весь второй этаж деревянный, доски, балки во многих местах прогнили — они совершенно не были защищены от погодных условий, от сырости, так что внутрь заходить опасно. Каменная часть в хорошем состоянии, нет просадки фундамента, первый этаж тоже практически не пострадал от времени, его нужно только доработать... Глава администрации Нальчика считает, что в нашем городе не так много зданий, которые заслуживают такого внимания, как это строение, поэтому он дал поручение изучить вопрос возможности его восстановления».
Все это было сказано о «доме Лепешинских» главным архитектором Управления архитектуры и градостроительства города Александром Тарариным. Вроде бы отсюда следует, что власти о проблеме знают. И, кажется, даже планируют ее решать. А теперь внимание: приведенные мною слова прозвучали еще в 2011 году! С тех пор памятник истории обзавелся хлипким заборчиком из металлопрофиля и роскошной табличкой аж на трех языках о том, что перед нами действительно памятник. Вот и все деяния за 13 лет.
Парадокс заключается в том, что «дом Лепешинских» окружают территории больших (и очень недешевых) ведомственных санаториев и крутых частных особняков. И земля под разваливающимся домом — просто золотая! Может, в этом и кроется причина медлительности и равнодушия чиновников? Впрочем, ничего нового в этом нет. Россия действительно велика. Но беды в ней очень похожи, вне зависимости от географического местоположения.